Божественные качества Различение и непривязанность
(вивека и вайрагья)

     "Люди и объекты, к которым мы привязаны, должны оставить нас однажды. Они не могут быть с нами навсегда. В своё время они исчезнут из нашей жизни. Наша жена и наши дети, наш дом, автомобиль и всё остальное, к чему мы привязаны, изменятся или исчезнут. И когда каждая вещь или человек исчезают, мы снова одолеваемы агонией и страхом. Это будет продолжаться до тех пор, пока мы не предадимся Богу и не разовьём веру в вечную природу нашего настоящего высшего Я".

~

     "Каждый безумно бегает вокруг в поисках мира. Мир должен прийти изнутри. Что должно быть сделано для обретения этого мира? Нам следует жить, осознавая и различая между вечным и невечным. Это единственный путь. Мы обретём мир только через знание, что один только Бог вечен".

~

     "Каждый объект, за который мы цепляемся, и каждое мелкое желание, которое мы исполняем, похоже на некий берег, где, как мы думаем, мы сможем отдохнуть и пребывать в безмятежности. Помните, что каждый прыжок к берегу, каждая попытка найти стабильность во внешнем мире в действительности увеличивает промежуток нашей неудовлетворённости".

~

     Используйте своё различение в процессе наслаждения мирскими удовольствиями

     "Дети, вам следует проявлять различение в процессе наслаждения мирскими удовольствиями. Благодаря постоянному различению вы достигнете такого состояния ума, где вы можете отказаться от всего. Родственники, богатство, чувственные удовольствия и т.п. могут приносить только временное счастье. Все они невечны. Не внешние объекты приносят нам счастье. Имеется множество людей, обладающих всеми материальными удовольствиями и при этом чувствующих себя несчастными и неудовлетворёнными. Многие совершают самоубийство, даже живя в комнатах c кондиционированным воздухом. Если бы комната c кондиционированным воздухом была бы источником их счастья, то зачем этим людям совершать самоубийство в ней? Поэтому, даже если у нас имеется всё, но нет покоя ума, то мы не можем вести счастливую жизнь. Если вы продолжаете жаждать мирских удовольствий, счастье не может быть обретено. Поймите, что объекты эфемерны. Ищите вечное; это настоящий источник счастья, высшее Я. Будьте удовлетворены тем, что у вас есть. Откажитесь от жадности, эгоизма и зависти. Если вы можете сделать это, в надлежащее время вы достигнете состояния, где все желания заканчиваются".

~

     Когда кто-то беспричинно гневается на вас, воспринимайте это как благословение

     "Допустим, кто-то беспричинно гневается на вас. Обычному человеку трудно оставаться спокойным и безмятежным в такой ситуации. Но вам следует использовать ваше различение, чтобы удерживать ум под полным контролем. Для этого необходим самоанализ. Для восприятия гнева как благословения, посланного Господом для проверки вашего терпения, или же чтобы игнорировать его и оставаться незатронутым, необходима острая проницательность. В обоих случаях садхак (подвижник) должен прилагать сознательное и непрерывное усилие для продвижения к окончательной цели".

~

     Никогда не думайте о наслаждении физическим миром сначала и поиске Бога позже

     "Дети, не думайте, что вы можете наслаждаться миром чувств сейчас и думать о Боге позже. Чувственный мир никогда не может дать нам никакого настоящего удовлетворения. Съев немного паясама (сладкой рисовой каши), мы можем чувствовать себя удовлетворёнными некоторое время, но чуть позже мы захотим вдвое больше! Так что никогда не думайте о наслаждении физическим миром сначала и поиском Бога позже! Мы никогда не будем в состоянии удовлетворить чувства. Желания не умирают столь легко. Только тот, кто отказался от всех желаний, – цельная и совершенная личность. Дети, исполняйте ваши действия с умом, преданным Богу. Тогда вы сможете превозмочь даже смерть, и блаженство будет вашим навсегда".

~

     "Нельзя ждать наступления вайрагьи (бесстрастия). Бессмысленно думать, что можно удовлетворить все желания и затем обратиться к духовности, ибо желания бесконечны. Они подобны волнам океана. Они будут появляться одно за другим. Один человек стоял у океана в течение очень долгого времени. Другой человек, который наблюдал за ним, спросил его: "Вы стоите здесь в течение долгого времени. Что вы делаете?" Тот ответил: "Друг, я хочу искупаться в океане, но я жду, когда волны стихнут, чтобы я мог искупаться спокойно". Желание вести духовную жизнь после удовлетворения всех желаний – это всё равно что быть тем человеком, который хотел искупаться в океане только после того, как все волны утихнут".

~

     Любое действие, выполненное без различения, направлено против дхармы

     "Любое действие, выполненное без различения, – это адхарма (неправедный акт). Это грех. Если что-то потрачено впустую из-за нехватки у нас заботы и внимания – это грех. Например, если вы нуждаетесь только в двух картофелинах, возьмите две, а не три. Предположим, что двух картофелин достаточно, чтобы приготовить блюдо; если вы всё же берёте третью, вы действуете непроницательно. Вы совершаете адхармический акт. Эту расточительность можно также считать воровством. Поскольку вы в действительности не используете третью картофелину, вы бесполезно расходуете её. В действительности вам нужно только две; третья лишняя. Вы могли бы дать её кому-то ещё, возможно вашему соседу, которому нечего есть. Таким образом, беря эту лишнюю картофелину, вы отказываете ему в пище. Вы крадёте его еду. Поступая так, вы совершаете неправедный акт".

~

     Тренируйте ум, используя оружие различения и непривязанности

     "Чтобы убедить себя, что тело не вечное, мы должны тренировать ум, используя оружие различения и непривязанности. Что это, в конце концов, если не мешок с экскрементами, плотью и кровью? Это то, что вы наряжаете красивой одеждой и золотыми украшениями. Старайтесь проникнуть сквозь него и узреть то настоящее, которое делает его прекрасным и сияющим. Это всевышнее Сознание".

~

     Знаете ли вы, какого рода непривязанность необходима для достижения богореализации?

     "Знаете ли вы, какого рода непривязанность необходима для достижения богореализации? Представьте, что вы крепко спите дома. Внезапно вы просыпаетесь очень горячими. Вы обнаруживаете, что неистовый огонь полыхает повсюду вокруг вас. Разве в этот момент вы не доведёте себя до неистовства, пытаясь выбраться из огня пожара? Подумайте о той настойчивости, с которой вы бы взывали о помощи, столкнувшись лицом к лицу со смертью. Вы должны взывать с той же настойчивостью, стремясь узреть Бога. Подумайте о том, как кто-то, кто упал в глубоководный водоём и не умеет плавать, будет бороться, чтобы дышать. Именно так вы должны изо всех сил стремиться раствориться во всевышнем Абсолюте. Вам следует постоянно осознавать горе из-за того, что вы ещё не узрели Бога. Каждое мгновение ваше сердце должно разрываться от боли из-за этого".

~

     Если у вас лихорадка любви к Богу...

     "Для больного лихорадкой даже сладкие вещи будут иметь горький вкус. Подобным образом, если у вас будет лихорадка любви к Богу, ваш ум не будет стремиться к чему-либо ещё. Ваши глаза не будут хотеть видеть что-либо помимо формы Бога. Ваши уши будут жаждать слышать божественное имя; все другие звуки будут раздражать и обжигать ваши уши. Ваш ум будет бороться как рыба, вытащенная из воды, пока вы не достигнете Бога".

~

     Всегда помните о вашей Цели

     "Дети, оставайтесь в автобусе, пока вы не достигнете своего места назначения. Вы можете видеть красивые заманчивые сцены вдоль дороги. Наслаждайтесь ими, если хотите, но делайте это, не выходя из автобуса. Всегда помните о вашей Цели".

Шраддха | Преданность | Вера | Смирение
Невинность | Любовь и сострадание | Отречённость
Различение и непривязанность | Самоотдача

~

Божественные качества | Духовная практика | Афоризмы
Послания | Для мирян | Истории | Вопросы и ответы

Мата Амританандамайи (Амма)