Божественные качества Любовь и сострадание

     "Есть любовь, и есть Любовь с большой буквы. Вы любите вашу семью – вашего отца, мать, сестру, брата, мужа, жену и т.д. Но вы не любите вашего соседа. Вы любите своего сына или дочь, но вы не любите всех детей. Вы любите своего отца и мать, но вы не любите каждого так, как вы любите своего отца и мать. Вы любите вашу религию, но вы не любите все религии. Аналогичным образом вы любите свою страну, но вы не любите все страны. Следовательно, это не Любовь; это только лишь любовь. Преобразование этой любви в Любовь – цель духовности. В полноте Любви расцветает прекрасный и ароматный цветок сострадания".

~

     "Дети, любовь может свершать всё что угодно. Любовь может излечивать болезни. Любовь может исцелять раненые сердца и преобразовывать человеческие умы. С помощью любви можно преодолевать все препятствия. Любовь может помогать нам отстраняться от всякой физической, умственной и интеллектуальной напряжённости и таким образом приносить покой и счастье".

~

     "Если мы проникнем глубоко во все аспекты и все области жизни, то обнаружим, что за всем этим незримо присутствует любовь. Мы узнаем, что любовь – это сила и вдохновение позади каждого слова и каждого действия. Это применимо ко всем людям независимо от расы, касты, вероисповедания, секты, религии или выполняемой людьми работы".

~

     "Выполняйте вашу работу и ваши обязанности от всего сердца. Старайтесь работать самоотверженно с любовью. Изливайте себя во всё то, что вы делаете. Тогда вы будете чувствовать и переживать красоту и любовь в каждой сфере деятельности. Любовь и красота – внутри вас. Старайтесь выражать их через ваши действия, и вы несомненно прикоснётесь к самому источнику блаженства".

~

     Вместо "я люблю тебя” говорите "я любовь"

     "Общепринятое выражение – “я люблю тебя” ('I love you'). Но вместо “я люблю тебя” было бы лучше говорить “я любовь, я воплощение чистой любви”. Устраните “я” и “ты”, и вы обнаружите, что имеется только любовь (love). Любовь словно заключена в тюрьму между “я” и “ты”. Устраните “я” и “ты”, ибо они нереальны; они – воздвигнутые вами самими стены, которые не существуют. Пучина между “я” и “ты” – эго. Когда эго устраняется, расстояние исчезает, и “я” и “ты” также исчезают. Они сливаются, чтобы стать одним, и это одно – любовь. Вы одалживаете “я” и “ты” их реальность. Заберите вашу поддержку, и они исчезнут. Тогда вы осознаете, что не “я люблю тебя”, но что “я – та всеобъемлющая любовь”.

~

     "Чистая любовь превосходит тело. Она – между сердцами. Она не имеет никакого отношения к телам".

~

     "Бхакти – это любовь, любовь к Богу, любовь к вашему собственному высшему Я и любовь ко всем существам. Маленькому сердцу следует становиться всё большим и большим и, в конечном счёте, всеобъемлюще обширным и открытым. Искра может стать лесным пожаром. Поэтому иметь всего лишь искру достаточно, ибо искра – также огонь. Продолжайте дуть на неё, раздувайте её. Рано или поздно она будет гореть подобно лесному пожару, выпуская длинные языки пламени”.

~

     Любовь за пределами логики

     "Любовь просто случается. Никто не думает о том, как любить, или когда и где любить. Никто не рационалистичен в вопросе любви. Рационалистическая мысль препятствует любви. Любовь – это внезапный восход в сердце. Любовь – это неизбежное и беспрепятственная истовое стремление к единству. В ней нет никакой логики. Она за пределами логики. Поэтому не пытайтесь быть рационалистичными в отношении любви. Это подобно попытке обосновать, почему река течёт, почему бриз прохладный и нежный, почему луна сияет, почему небо необъятное, почему океан обширный и глубокий, или почему цветок ароматный и красивый. Рационализм убивает красоту и очарование этих вещей. Ими следует наслаждаться, переживать их, любить и чувствовать. Если вы будете объяснять их рационалистически, вы упустите красоту и очарование и те чувства, которые они вызывают. Сядьте на берегу моря. Посмотрите на него. Ощутите его необъятность. Ощутите волнение моря. Ощутите и изумитесь такому великолепию творения и творца. Что хорошего вы получите, рационализируя по поводу океана?"

~

     Сострадание

     Вопрос: Амма, любовь и сострадание – это одно и то же, или же они отличны?
     Амма: Когда любовь становится божественной любовью, сострадание также наполняет сердце. Любовь – внутреннее чувство, а сострадание – её выражение. Сострадание выражает ваше переживаемое всем сердцем беспокойство о ком-то – о страдающем человеке. Поэтому любовь и сострадание – две стороны одной монеты; они сосуществуют.

~

     “Истинное поклонение Богу – оказание помощи страдающим”.

~

     “В этом мире имеются три типа людей. У одних нет ничего; другие еле-еле сводят концы с концами; у третьих имеется гораздо больше, чем им необходимо. И если те, кто принадлежат к третьей категории, не делают ничего, чтобы помочь людям из первых двух категорий, тогда Амма может сказать, что те, кто принадлежат к третьей категории, кто считаются богатыми, фактически оказываются беднейшими из бедных. Тем, кто имеют гораздо больше, чем им необходимо, следует иметь глаза, чтобы видеть страдание других; им следует иметь уши, чтобы слышать многострадальные призывы о помощи; им следует иметь любящее сердце, чтобы испытывать сострадание к страдающим, и им следует быть готовыми подать руку помощи нуждающимся”.

~

     “Сострадание – это Сознание, выражаемое через ваши действия и слова. Сострадание – это искусство непричинения вреда. Сострадание не может причинить вред. Сострадание не может причинить вред никому, ибо сострадание – это проявленное Сознание. Сознание не может причинить вред никому. Так же как небо не может причинить вред никому, и как пространство не может причинить вред никому, так и проявление Сознания – сострадание – не может причинить вред никому. Тот, у кого имеется сострадание, может быть только сострадательным”.

~

     “Сострадание не видит ошибки других. Оно не видит слабостей людей. Оно не делает никаких различий между хорошими и плохими людьми. Сострадание не может проводить линию между двумя странами, двумя верами или двумя религиями. У сострадания нет эго, и соответственно нет страха, вожделения или страсти. Сострадание просто прощает и забывает. Сострадание подобно перевалу. Всё проходит через него. Ничто не может оставаться там. Сострадание – это любовь, выраженная во всей её полноте”.

~

     “Быть способным поставить себя на место другого человека, быть способным видеть и чувствовать то, что видит и чувствует другой человек, – это редкий дар серьёзного духовного искателя”.

~

     “Духовный человек находит счастье в том, чтобы быть любящим и сострадательным по отношению к каждому, даже к тем, кто настроен против него. Он подобен дереву, которое даёт тень даже тем, кто в это время рубит его”.

~

     "Существует различие между покупкой лекарств для раны на собственной руке и тем, чтобы выйти из дому и купить лекарство для кого-то другого, испытывающего боль. Последнее показывает, что у такого человека любящее сердце. Именно это необходимо для духовного искателя; именно для этого он выполняет свои духовные практики. Садхану следует выполнять не ради собственного освобождения, но ради того, чтобы становиться любящим, сострадательным и понимающим настолько, чтобы устранять страдания мира. Нет никакой пользы в том, чтобы просто где-нибудь сидеть с закрытыми глазами и не делать ничего другого. Мы должны стать настолько великодушными, чтобы мы переживали страдания других как наши собственные и действовали с целью облегчить их страдания".

~

     Према-бхакти

     "Любой, кто вкусил према-бхакти – преданность с запредельной любовью – даже в течение секунды, никогда не будет сомневаться в ней и отступаться от неё. Но такая преданность не возникает у всех. Не каждый, кто участвует в лотерее, получает первый приз. Его получает только один человек из миллионов. Истинная преданность подобна этому; только один из миллиона испытает её".

~

     "Страх полностью отсутствует только тогда, когда любовь присутствует во всей её полноте. Этот вид любви обнаруживаем только в таком преданном, который предался Богу полностью. Такой преданный живёт в любви; он утонул в океане любви. Полностью охваченное божественной любовью, его индивидуальное существование теряется, поскольку он растворился во всеобъемлющности любви. Он становится любовью. Он становится подношением его Господу. Подобно капле воды, которая падает в море и сливается с его обширным пространством, преданный ныряет в океан блаженства, когда он преподносит себя бытию. В этом состоянии все страхи, все волнения, все привязанности и страдания исчезают".

~

     Подлинная любовь

     "Подлинная любовь – это полное отсутствие каких-либо негативных чувств к кому бы то ни было".

~

     "Подлинная любовь переживается тогда, когда нет никаких условий. Выдвигать условия означает вынуждать. Но там, где присутствует любовь, не может быть никакого принуждения. Условия существуют только там, где имеется разделение. Принуждение используется там, где имеется двойственность, чувство "ты" и "я". Вы используете принуждение, потому что вы полагаете, что другой человек отличается от вас. Но принуждение не может иметь места, когда есть только один. Само представление о принуждении исчезает в этом состоянии. В нём вы просто есть. Универсальная жизненная сила течёт через вас; вы становитесь открытым каналом. Вы позволяете запредельному Сознанию брать на Себя ответственность за вас. Вы устраняете всё то, что препятствовало этому потоку; вы устраняете созданную вами самими запруду, позволяя реке всеобъемлющей любви течь своим курсом".

~

     Путь любви

     "Дух мирской любви не постоянен. Её ритм колеблется; она приходит и уходит. Её начало всегда красивое и восторженное, но постепенно она становится менее красивой и менее захватывающей, пока она в конечном счёте не превращается в нечто мелкое и поверхностное. В большинстве случаев она завершается в конечном счёте расстройством, ненавистью и глубоким горем. Духовная любовь – другая. Начало – прекрасное и умиротворённое. Вскоре после этого умиротворённого начала наступает истовое переживание тоски. В средний период это истовое переживание продолжает становиться всё более и более сильным, всё более невыносимым. В результате боль станет мучительной, и эта боль любви будет доминировать вплоть до достижения благодаря ней единства с возлюбленным. Это единство прекрасное, даже невыразимо прекраснее, чем начало любви. Красота и мир этого единства в любви остаётся навсегда, на веки вечные. Любовь такого рода никогда не иссыхает и не убавляется. Всегда живая, как внутри, так и снаружи, она постоянна, и каждое мгновение вы живёте в любви. Любовь поглотит вас; она будет заглатывать вас всецело до тех пор, пока "вас" не останется – останется только любовь. Всё ваше существо будет преобразовано в любовь. Духовная любовь достигает своего венца в единении, в единстве. Иногда отношения между двумя людьми, если эти отношения чистые, могут достигать этого союза".

~

     Любящий и любимый

     В наивысшем состоянии единства, даже если любящий и любимый сохраняют свои тела, то есть даже если они существуют как два тела, глубоко внутри их любви они одно целое. Это как два берега реки. Берега различны; их два, когда мы смотрим с внешней стороны, но глубоко внизу они одно; одно, объединённое в глубине них. То же самое имеет место с подлинными возлюбленными. Хотя внешне они кажутся двумя личностями, глубоко внутри они одно, объединённое в любви".

~

     "В заключительной стадии любви любящий и любимый становятся одним. Но при выходе за пределы даже этой стадии наступает состояние, где нет ни любви, ни любящего, ни любимого. Это состояние вне выражения. Именно туда мастер приводит вас в конечном счёте".

~

     Любовь и непривязанность

     "Желание к чему-либо уже не появляется, когда возникает любовь к Богу. Привязанность к другим вещам автоматически идёт на убыль. Если истовая любовь к Богу появляется, то эта любовь похожа на человека, страдающего от лихорадки. У больного лихорадкой не будет аппетита вовсе. Если он видит пищу, он не будет чувствовать ничего, сколь бы вкусной и восхитительный она ни была".

~

     "Без внутреннего переживания любви к Богу мы не можем зафиксировать наши умы на Нём. Когда у человека возникает эта любовь, его ум не станет снова отвлекаться на мирские вещи. Для него мирские удовольствия подобны испражнениям собаки. Маленькие дети подбирают слякоть и грязь и кладут её в свой рот. Будут ли они прельщаться делать это хотя бы в малейшей степени, когда они станут взрослыми и разовьют некоторое различение?"

~

     "В чистой любви нет никакого бремени. Ничто не может быть бременем для чистой любви без желаний. Подлинная любовь может нести всю вселенную, не чувствуя никакой тяжести. Сострадание может взваливать на свои плечи страдание всего мира, не чувствуя при этом ни малейшей боли".

~

     "Только совершенно непривязанный человек может любить других без каких-либо ожиданий. Привязанность – это не аспект подлинной любви. В подлинной любви не только тела, но также и души будут объединены. В ней всегда будет иметься знание изменения или преходящей природы тела и вечной природы высшего Я. Привязанность связывает и разрушает имеющего привязанность человека и того, к кому он привязан. Из-за этой привязанности утрачивается различение, и дисциплина будет отсутствовать".

~

     Любовь к гуру по сравнению с мирской любовью

     "Разве любовь, которую мы получаем от наших родственников, жены, мужа или детей, подлинная? Разве не для выполнения своих эгоистичных целей мужчины любят женщин, а женщины любят мужчин? Что случится, если она или он сбежит с другим мужчиной или другой женщиной? Тогда отношение становится в точности противоположным. Вы будете готовы даже убить её или его. Разве это любовь?"

~

     "Никто не любит кого-либо больше, чем они любят себя. Позади любви каждого стоит эгоистичный поиск их собственного счастья. Когда мы не получаем счастья, которое мы ожидаем от друга, наш друг становится нашим врагом. Именно это может быть наблюдаемо в мире. Только Бог любит нас бескорыстно. И только через любовь к Нему мы можем любить и служить другим бескорыстно".

~

     "Все поиски мирской любви заканчиваются в слезах. Такова история наших жизней в настоящее время. Подлинную любовь невозможно найти нигде; имеется только искусственная любовь. Это подобно лампам, используемым рыбаком. Он забрасывает сеть, включает яркие лампы над ней и ждёт. Рыба приплывает, привлечённая огнями. Вскоре сеть полна рыбы, и рыбак наполняет свою корзину. Каждый любит другого с эгоистичной точки зрения".

~

     Любовь не может вмещать двоих

     "Любовь не может вмещать двоих. Она может вмещать только одного. Любовь – это пурнам (полнота). В постоянном и преданном памятовании Любви "ты" и "я" растворяются и исчезают. Остаётся одна только любовь. Вся вселенная вмещается в этой чистой неразделённой (цельной) любви. Любовь бесконечна; ничто не может быть исключено из неё. Любовь всепронизывающая".

~

     Если вы любите Амму...

     "Если вы, дети, любите Мать, вам следует любить всех живых существ и служить им. Тогда только может быть сказано, что вы, дети, любите Мать".

~

     Амма с вами

     "Где есть любовь, там нет расстояния или разделения. Именно ваша любовь к Амме держит вас близко к Ней. Независимо от того, любите ли вы Её или нет, способны ли вы чувствовать Её любовь или нет, Амма любит вас, и Она с вами. Но вы будете чувствовать Её близость или присутствие только тогда, когда вы любите Её".

~

     "Любовь и свобода не отделены друг от друга; они одно. Они взаимозависимы. Без любви не может быть свободы, а без свободы не может быть любви. Вечная свобода может наступить только при искоренении всего вашего негатива. Только в состоянии любви прекрасный ароматный цветок свободы и запредельного блаженства будет раскрывать свои лепестки и расцветать".

~

     "Любовь бывает двух видов. Любовь к миру и мирским объектам – это любовь низшего порядка. Любовь к Богу – это преданность, любовь наивысшего порядка; это чистая любовь. Любовь имеется внутри каждого, но она проявляется полностью только тогда, когда она направлена к Богу".

~

     "Люди связаны прошлым и будущим; именно поэтому так трудно найти истинную любовь в этом мире".

~

     "Истинные отношения, или истинная любовь, основаны на количестве отождествления одной личности с другой. Однако это не что-то такое, что может быть измерено, ибо это глубокое чувство, нечто такое, что случается внутри. По мере усиления этого отождествления это чувство единства начинает проявляться также и внешне. Ваше сердце переполняется текущей через него любовью и выражает себя через ваши слова и действия. В своём пике даже ваши тела будут иметь признаки близкого подобия. Это редко случается в мирских отношениях. Однако в духовных отношениях это происходит ясным и глубоким образом. Это происходит, например, с учеником, который полностью предался своему духовному мастеру, и чьё сердце наполнено любовью к его мастеру и преданностью ему".

~

     "Дети, слушайте отчаянные призывы о помощи! Никакая боль не является незначительной. Чтобы действительно слышать их наполненные горем слова, вам необходимо сострадательное сердце, такое сердце, которое позволяет вам видеть и чувствовать страдание других так, как если бы оно было вашим собственным. Старайтесь снизойти до их уровня и чувствовать вибрации их болящих сердец. Если вы не можете делать этого, то все выполняемые вами духовные практики – бесполезная трата".

~

     "Дети, наша обязанность по отношению к Богу – сострадание и любовь к бедным и нуждающимся. Когда кто-то страдает, мы должны симпатизировать ему и сжалиться над ним. Одного этого недостаточно; нам следует быть готовыми помочь ему, поскольку Бог всюду и во всём. Когда мы разовьём сострадание и любовь к недомогающим людям, Его милость будет самопроизвольно течь в нас".

~

     "Дети, всякий раз, когда вы проходите через трудное время в жизни, воспринимайте это так: "Я не ожидаю никакой любви от других, ибо я не кто-то, кто нуждается в любви со стороны других людей. Я – сама любовь. Я – неистощимый источник любви, который будет всегда давать любовь и ничто кроме любви каждому, кто приходит ко мне".

~

     "Дети, вам следует любить всех. Только тогда Бог будет любить вас. Состояние невозмутимости – это подлинный Бог".

~

     "Если мы поливаем водой корни дерева, она доберётся до всех ветвей. Но если мы поливаем водой ветки, дереву не будет от этого никакой пользы, и наши усилия будут напрасными. Если мы любим Бога, то это то же самое, что любить каждого. Это приносит пользу каждому, потому что один и тот же Бог пребывает внутри каждого. Через любовь к Нему мы любим всех. В то же время формирование уз только с индивидуумами ведёт к страданию".

~

     "Жизнь в миру не может быть препятствием, если Бог лелеется в вашем сердце. Поэтому свяжите Его верёвкой любви".

~

     "Никто кроме Бога не любит вас бескорыстно. Крепко держитесь за Него. Это не подразумевает, что вам не следует любить других. Зрите Бога в каждом и любите этого Бога. Тогда вы не будете предаваться печали, если чья-либо любовь исчезнет".

~

     "Нам следует быть способными любить без ожидания чего-либо от кого-либо".

~

     "Человек, который действительно любит Бога, подобен страдающему от лихорадки. У него совершенно не будет аппетита. Он не будет наслаждаться солёными или кислыми блюдами; даже сладкие блюда будут казаться ему горькими на вкус. У него вообще не будет особого интереса к пище. Но крайне необычно, чтобы подвижник испытывал такой вид любви поначалу. Поэтому вначале необходимо стараться управлять различными привычками с шраддхой. Особенно это касается пищи. Если ум блуждает по направлению к внешним вещам, необходимо приводить его назад снова и снова к мысли о Боге. Ни одно мгновение не должно быть потрачено напрасно".

~

     "В настоящее время любовь подобна искре внутри нас. Постоянно раздувайте её, используя веер божественного имени, джапы и медитации. Вы можете покрываться испариной, чихать и кашлять, но не останавливайтесь. Ваше тело может стать горячим; ваши глаза могут наполняться слезами; вы можете почти что терять сознание. Но не останавливайтесь. Если вы потеете, чихаете и кашляете, настойчиво продолжайте прилагать свои усилия и будьте уверены при этом, что вы движетесь по направлению к цели. Вскоре вы станете самой любовью. Таково вознаграждение вашей любви".

~

     "Бог дал нам необходимые способности, чтобы стать подобными Ему. Любовь, красота и все божественные качества находятся внутри нас. Нам следует использовать наши способности, чтобы выражать эти божественные качества в своей жизни. Не будьте ленивыми. Не растрачивайте праздно своё время. Жизнь – драгоценный дар. Это человеческое тело – редкий дар. Работайте с любовью, пока вы всё ещё здоровы. Не будьте бременем для других. Бог мог не предоставить вам деньги, но если вы наделены здоровым телом, работайте и делайте это от всего сердца".

~

     "Если вы выбираете любовь и бескорыстие в качестве своей цели, вам необходимо быть внимательными. Наблюдайте за своим умом постоянно, потому что ум не будет позволять вам делать что-либо бескорыстно. Ум не хочет, чтобы вы были бескорыстными, ибо его одна единственная цель – вести вас по пути эгоизма, поскольку ум эгоистичен. Пока вы пребываете в уме, вы можете быть только эгоистичными. Вы должны быть свободными от ума, чтобы быть бескорыстными".

~

     Вопрос: что следует делать для развития любви?
     Амма: когда божественное имя повторяется непрестанно, духовный голод придёт. Следовательно, возникнет влечение к имени, за которым последует любовь к Богу. Если любовь обретена, мы спасены.

~

     "Способность взращивать любовь и сострадание почти забыта. Не используя этот редкий дар, вы отрицаете Бога, идёте против Бога и отвергаете Его дар. Это самое худшее из того, что может случиться с вами".

Шраддха | Преданность | Вера | Смирение
Невинность | Любовь и сострадание | Отречённость
Различение и непривязанность | Самоотдача

~

Божественные качества | Духовная практика | Афоризмы
Послания | Для мирян | Истории | Вопросы и ответы

Мата Амританандамайи (Амма)