Божественные качества Отречённость

     “Отрекитесь и наслаждайтесь. Подлинный плод, подлинное счастье находятся внутри. Учитесь быть довольными этим внутренним переживанием счастья. Когда вы едите банан, вы едите только плод. Вы не едите кожуру, потому что это вызовет у вас боль в желудке. Точно так же не позволяйте вашему богатству, статусу и репутации быть самой сердцевиной вашего существования. Они могут казаться приносящими счастье, но такое счастье преходящее и пронизанное болью. Но помните, что ваше подлинное существование – внутри”.

~

     “По мере того, как ум становится всё более и более утончённым, наступает осознание того, что отречение от желаний – единственный способ избавиться от всякого горя и страдания”.

~

     “Любой духовный путь – каким бы он ни был – влечёт за собой отречённость. Без практики отречённости желанное благо не будет обретено”.

~

     Что такое отречённость?

     “Когда ваш ребёнок заболевает, вы отводите его в больницу. Вы будете идти в больницу, если необходимо, даже если это будет очень долгий путь. Вы готовы падать в ноги любому количеству людей, чтобы добиться помещения вашего ребёнка в больницу, и если палаты больницы заполнены до отказа, вы готовы спать на грязном полу с ребёнком. Вы оставите своё рабочее место на несколько дней, чтобы оставаться с ребёнком. Но поскольку вся эта борьба происходит ради вашего собственного ребёнка, это не может называться тьягой (отречённостью)”.

~

     “Люди готовы подниматься и опускаться по ступенькам здания суда бесчисленное количество раз только для того, чтобы бороться за крошечный кусочек земли. Но они делают это для себя. Люди работают допоздна и отказываются от своего сна, чтобы получить сверхурочную плату. Это не тьяга (отречённость). Но если вы жертвуете всем своим комфортом и приходите на помощь другому человеку, тогда вы можете называть это тьягой. Если вы помогаете бедному собрату деньгами, которые вы заработали тяжёлой работой, то это тьяга. Допустим, что ребёнок вашего соседа заболел, и нет никого, кто бы был с ним в больнице; если вы ухаживаете за этим ребёнком, не ожидая ничего взамен ни от кого, не ожидая даже улыбки, тогда это тьяга. Если вы уменьшаете свои расходы, отказываясь от некоторых личных удобств, и используете сэкономленное на благотворительные цели, тогда это тьяга”.

~

     “Через такие жертвенные действия вы стучитесь в дверь, которая ведёт к царству высшего Я. Именно посредством таких действий вы получаете вход в тот мир. Это то, что известно как карма-йога. Другие действия ведут только к смерти. Действия, которые вы совершаете с отношением “я” и “моё”, никогда не смогут принести вам никакого реального блага”.

~

     Откажитесь от всех мыслей и чувств в отношении всего того, от чего вы отреклись

     “Обычно, когда люди отказываются от чего-то, они испытывают большой внутренний конфликт. Они начинают думать об этом снова и полагать, что, возможно, они сделали ошибку. Это не подлинная отречённость. Если после отказа от чего-то вы всё ещё ощущаете умственную привязанность к этому, то это означает, что вы не отказались от этой вещи. Фактически вы должны отказаться от привязанности к объекту. Вы можете обладать этим объектом и наслаждаться, если вы не привязаны. Мы отказываемся от чего-то внешне, чтобы быть внутренне свободными от обременяющих уз, связывающих нас с этим объектом. Именно непривязанность приносит мир и счастье. Подлинные отречённость и непривязанность приходят только тогда, когда мы отказываемся от всех мыслей и чувств в отношении всего того, от чего мы отреклись”.

~

     “Откажитесь от чего-то и чувствуйте себя при этом счастливыми. Забудьте о том, что это когда-либо было вашим. Думать, что вы от чего-то отказались, – это также неправильно. Не считайте так. Просто чувствуйте себя свободно и расслаблено; чувствуйте себя непринуждённо. Осознайте, что вы свободны – свободны от того бремени. Тот объект был бременем, и теперь это ушло. Только если вы можете чувствовать бремя привязанности объектов, вы будете способными чувствовать расслабление и блаженство, которое приходит благодаря непривязанности и отречённости”.

~

     Учитесь отречённости у природы

     “Посмотрите на природу. Природа – это учебник, по которому мы должны учиться. Каждый объект в ней – страница этой книги. Все до единого объекты в природе преподают нам что-то. Отречённость и самоотверженность – величайшие уроки, которым мы можем учиться у природы. Природа жертвует собой ради людей, в то время как мы не только эксплуатируем её, но и уничтожаем её. И всё же природа продолжает служить нам”.

~

     Махатмы и отречённость

     “Махатмы (великие души) страдают, чтобы учить нас отречённости”.

~

     “Шри Рама был воплощением Господа Нараяны; однако разве Он не проливал слёзы, когда Сита была похищена Раваной, демоническим царём? Шри Кришна был убит стрелой, выпущенной обычным охотником, не так ли? Что было с Иисусом Христом? Разве Его не истязали, и разве Он не страдал подобно обычному человеку? Все Они были аватарами (воплощениями Бога, нисходящими в человеческой форме), и всё же, когда Они были в человеческой форме, Они хотели испытать всё то, что испытывал смертный человек. В этом Их величие – решить страдать подобно смертному даже несмотря на то, что Они полностью осознают Свою божественность. Это величайшая и наиболее замечательная отречённость, совершаемая махатмой. Он принимает страдание по собственной воле ради блага других”.

~

     “У гуру нет никаких эгоистичных интересов вовсе. Он или она живёт в тьяге (отречённости); всё его или её существо – тьяга. Гуру сжигает его или её собственное тело – которое он или она приняла по собственной воле – в пламени тьяги для духовного подъёма учеников и ради блага мира. От этого пылающего пламени тьяги каждый из нас может зажигать фитиль для того, чтобы мы также могли стать уличными огнями на тёмном пути, по которому идёт вся человеческая раса”.

~

     Подлинная отречённость

     “Подлинная отречённость – это отречённость от прошлого и будущего. Прошлое – это мусорный ящик, куда вы свалили все совершённые вами действия. Это хранилище всего хорошего и плохого. Прошлое – это рана. Не трогайте её и не чешите. Не делайте её ещё большей. Если вы чешите рану – то есть если вы роетесь в ваших воспоминаниях – рана станет инфицированной. Не делайте этого. Вместо этого постарайтесь позволить ей зажить. Заживление возможно только через веру и любовь к Богу. Это возможно только в настоящем. Памятуйте Бога, повторяйте Его имя, медитируйте на Его форму и повторяйте свою мантру. Это наилучшее лекарство для исцеления раны прошлого. Принимайте это лекарство, чтобы забыть прошлое, и не беспокойтесь о будущем”.

~

     Как я могу жить без комфорта?

     “Слово “отречение” пугает некоторых людей. Их подход состоит в том, что, если удовлетворённость может приходить только через отречение, то лучше не быть удовлетворёнными. Они задаются вопросом о том, как они могут вести удовлетворённую жизнь без богатства, без красивого дома, хорошего автомобиля, жены или мужа, без всех удобств и комфорта жизни. Без всего этого жизнь была бы невозможной, это был бы ад, думают они. Но знаете ли вы кого-нибудь, чьё имущество делает их действительно счастливыми и удовлетворёнными? Люди, которые ищут счастье в многочисленных жизненных удобствах и комфорте, – наиболее несчастные. Чем больше богатства и комфорта у человека, тем больше у него волнений и проблем. Чем больше человек желает, тем больше он будет испытывать неудовлетворённость, ибо желания бесконечны. Цепь жадности и эгоизма продолжает удлиняться. Это бесконечная цепь”.

~

     “Когда вы посещаете подругу, которую вы не видели в течение долгого времени, вы можете принести ей букет цветов. Но вы первый наслаждаетесь красотой и ароматом цветов, и вы также испытываете удовольствие от дарения. Таким же образом вы автоматически получаете счастье и удовлетворённость от ваших бескорыстных действий тьяги”.

~

     Самопожертвование

     “Люди могут многому научиться у природы. Например, посмотрите на яблоню. Она отдаёт все свои плоды другим, не оставляя себе ничего. Само её существование предназначено для других живых существ. То же самое относится и к реке. Каждый приходит и купается в ней. Она смывает грязь всех, не ожидая ничего взамен. Она охотно принимает все загрязнения и возвращает чистоту, жертвуя всем ради других. Дети, все до единого объекты в этом мире учат нас жертвенности. Если вы будете внимательно наблюдать, то сможете обнаружить, что вся жизнь – это жертвенность. Жизнь каждого – это история жертвенности. Муж жертвует своей жизнью ради своей жены, а жена жертвует своей ради своего мужа; мать жертвует собой ради своих детей, а дети – ради своей семьи. Каждый из нас жертвует своей жизнью так или иначе. Но все мы ограничены нашим собственным маленьким миром. Без жертвенности нет мироздания. Жертвование всем ради блага мира – величайшая жертва. Этот наш маленький мир должен развёртываться до тех пор, пока он не охватит всю вселенную. По мере его роста мы можем видеть, что наши проблемы также постепенно исчезают”.

~

     “Подлинный тапасви (подвижник-аскет) желает служить другим через самопожертвование, точно так же как свеча даёт свет другим, в то время как она плавится и сгорает. Цель подвижников состоит в том, чтобы приносить счастье другим, не обращая внимания на собственные трудности, с которыми им приходится бороться. Они молятся именно об этом. Это отношение пробуждает любовь к Богу внутри них. Мать ждёт таких индивидуумов. Освобождение само придёт в поисках таких индивидуумов, и оно будет ждать их подобно служанке. Освобождение прилетит к ним подобно листьям вслед за вихрем. Другие, чьи умы не столь широки и открыты, не достигнут реализации независимо от того, сколько бы времени они ни совершали тапас (аскетизм). Это место не для тех, кто приходит в поисках только собственного освобождения”.

~

     “Подлинная жертвенность – это широта ума; другими словами, это означает становиться полностью бескорыстным. Подлинная жертвенность – жертвование нашими животными тенденциями. Именно это необходимо бросать в качестве подношения в Огонь Знания. Неправильно толкуя это, люди приносят в жертву животных”.

~

     “Когда все погружены в трясину иллюзии и желания, истинный садхак (подвижник) тот, кто стремится выбраться из неё и познать Бога. Он тот, кто преподносит собственную жизнь к Его стопам. Он хочет жертвовать своим телом и умом для собственного духовного развития и для духовного подъёма мира. Бог с ним или с ней, кто желает делать это”.

~

     “Когда мы преподносим жертвенному огню что-то такое, к чему мы привязаны, это равносильно отделению и отречению от этой привязанности. Наибольшая яга (жертвенный ритуал) имеет место тогда, когда мы жертвуем своим эго ради любви к Богу. Это и есть сущность подлинной джняны (знания). Мы должны отказаться от представлений “я” и “моё” и зрить всё как единую Истину, как Бога. Нам следует понять, что ничто не отделено от нас самих. Преподнося наше эго огню хомы (жертвенного ритуала), мы становимся цельными и совершенными”.

~

     Комментарий: “Амма, я отказался от многих вещей ради Бога, но я не могу обрести покой”.
     Амма: “Каждый из нас говорит о том, чем мы пожертвовали. Но что у нас действительно имеется из того, от чего мы можем отказаться? Что у нас есть, что было бы нашим собственным? То, что мы считаем нашим сегодня, не будет нашим завтра. Всё принадлежит Богу. Только благодаря Его милости мы способны наслаждаться вещами. Если у нас и имеется что-то наше собственное, то это наши пристрастия и предубеждения; это именно то, от чего нам необходимо отказаться”.

Шраддха | Преданность | Вера | Смирение
Невинность | Любовь и сострадание | Отречённость
Различение и непривязанность | Самоотдача

~

Божественные качества | Духовная практика | Афоризмы
Послания | Для мирян | Истории | Вопросы и ответы

Мата Амританандамайи (Амма)