Отрывки из биографии Аммы

Глава четырнадцатая

Жизненный опыт духовных подвижников

Часть 2

Балу (Свами Амритасварупананда Пури)

Свами Амритасварупананда и Амма

     Балу рассказывает о следующих переживаниях Милости Матери:

     "Когда мои заключительные бакалаврские (B.A.) экзамены завершились, я услышал о девушке, наделённой сверхъестественными силами, Которая являлась в формах Дэви и Кришны. Хотя у меня была глубокая вера в существование Бога, у меня не было особого интереса увидеть Её. Некоторые из моих родственников и друзей, которые посетили Её, очень высоко отзывались о Ней и продолжали настаивать на том, чтобы я посетил Её ашрам. Наконец, настроенный скептически, я прибыл в ашрам одним вечером в сопровождении моего дяди. Когда я подходил к территории ашрама, мелодия трогательной песни преданности Господу зазвучала в моих ушах, пленяя моё внимание. Приблизившись к маленькому храму, я увидел девушку в белом одеянии, поющую песни, пронизанные сильной любовью и преданностью. Слушая Её песни, я мог видеть, что Её сердце переполнялось божественным блаженством и любовью. Вибрации Её пения проникли в моё сердце, вызывая наиболее нежные чувства.

     Когда наступила моя очередь, я вошёл в алтарную комнату, где Она сидела на питхаме, или сиденье. Я простёрся перед Ней, и когда я встал, Она взяла меня за руку и взглянула в мои глаза. Её глаза сияли подобно полной луне. Этот взгляд пронзил меня; эта улыбка связала меня и сделала меня неподвижным. Бесконечное сострадание проявилось на Её лице. Медленно Она поместила мою голову на Своё плечо и мягко, но решительно сказала: "Дитя, Я – твоя мать, и ты – Мой ребёнок". Этот сладкий голос проник глубоко в моё сердце, и меня охватила необъяснимая радость. Это было именно то, что я искал! Я разрыдался. Любовь во всей её чистоте, Материнство в своей универсальной сущности приняло форму. Приведённый в трепет этим переживанием, я просидел около Матери всю ночь.

     Когда я добрался до своего дома на следующий день, я осознал большую перемену, которая произошла во мне. Я стал полностью безразличным ко всей моей обычной деятельности. Моё желание увидеть Её снова усилилось. Все мои мысли были сосредоточены на Ней. Той ночью я не мог спать. Всякий раз, когда я пытался закрыть глаза, Мать появлялась передо мной. На следующий день я вернулся в ашрам. После второй встречи с Матерью моё желание разорвать оковы мирской жизни стало ещё более интенсивным. Думая о Матери, я стал похож на безумца. Я забывал есть, спать и принимать душ. Я отказался от своего модного способа одеваться и затейливой причёски. Мои родители и другие члены семейства были взволнованы этой переменой во мне и запрещали мне посещать Валликаву.

     На следующий день после участия в бхаджанах я вошёл в храм со следующим твёрдым намерением: "Мать, если я – Твоё дитя, пожалуйста, прими меня". Поместив мою голову на Своё плечо, Мать с любовью сказала: "Сын, когда Мать услышала твоё пение, Она поняла, что этот голос предназначен для слияния с Богом. В тот момент Мать пришла к тебе и сделала тебя единым с Ней. Ты Мой родной".

     Одной ночью, когда я дремал, я уловил специфический приятный аромат, пронизывающий комнату. Я открыл глаза и обнаружил, что аромат был реальным, а не просто сном или воображением. Внезапно я почувствовал, как Чьи-то руки гладят мой лоб. Я осмотрелся и, к своему удивлению, увидел Мать, стоящую у изголовья моей кровати. Я не мог поверить своим глазам. Она улыбнулась мне и сказала: "Мой сын, Мать всегда с тобой, не волнуйся". Сказав это, Она исчезла.

     На следующее утро я примчался в Валликаву, но Матери там не было. Она вернулась только в четыре часа вечера. Не говоря ни слова, Она сбегала в дом и появилась с тарелкой риса, которым Она накормила меня, как мать кормит своего сына. Кормя меня, Она сказала: "Этой ночью Мать приходила к тебе". Вне себя от счастья, я зарыдал как маленький ребёнок. Фактически я ещё не ел ничего в тот день.

     После того как Мать дала мне посвящение в мантру, я уже не мог оставаться дома. Моё истовое стремление жить в Её присутствии и искать Её водительства увеличивались день ото дня. Не обращая внимания на все те препятствия, которые создавали мои родственники, я ушёл из дома и присоединился к жителям ашрама.

     Двумя годами позже, когда мы сидели в доме одного преданного, Она внезапно сказала мне: "Мой сын Балу, тебе следует получить степень магистра философии". Ранее я говорил Матери, что я не собираюсь продолжать мою учёбу, но только хочу всецело предаваться Её памятованию. Теперь, спустя два года, Она попросила, чтобы я продолжил учёбу. Из моего опыта я знал, что Она не будет говорить или делать что-либо бесцельно, и поэтому я зарегистрировался как студент магистратуры. Теперь возникла реальная проблема – кто будет преподавать мне? Я должен был подготовить восемь статей, четыре по индийской философии, с которой я был немного знаком, и четыре по западной философии, которая была для меня совершенно новым предметом. Я спросил Мать, где мне следует найти того, кто будет преподавать мне.

     "Не беспокойся об этом. Кто-то придёт сюда, чтобы наставлять тебя. Будь терпелив. Поживём – увидим", – сказала Она. Но я был беспокоен и часто тревожил Её, задавая тот же самый вопрос. Неделей позже один преданный направил меня к человеку, который был профессором философии. Я отправился встретиться с ним, чтобы объяснить моё затруднительное положение. Он был согласен наставлять меня, но отказался приезжать в ашрам. Я пытался заставить его понять моё затруднение, связанное с оставлением ашрама из-за учёбы. Наконец он согласился посетить ашрам, но сказал: "Я не могу оставаться там или проводить там занятия. Если ты хочешь учиться, ты должен приходить в мой дом. Если нет, то откажись от этого прямо сейчас". Я подумал, что, поскольку у меня не было никакого другого выбора, я сделаю так, чтобы он по крайней мере пришёл в ашрам, чтобы увидеть Мать.

     В следующий четверг я заехал к нему домой, чтобы вместе поехать в ашрам. Когда мы приехали, я пригласил его встретиться с Матерью, но он отказался. Когда Мать сидела и, как обычно, пела перед бхава-даршаном, он наблюдал с некоторого расстояния. Даже после того, как даршан начался, он продолжал наблюдать с того же расстояния. Я подошёл к нему, чтобы предложить, если он того хочет, пройти внутрь храма и получить даршан Матери. "Нет, я ещё никогда не преклонялся ни перед кем. Я не хочу делать этого", – ответил он. Я оставил его в покое и сел петь бхаджаны. Через несколько минут я увидел, как он устремился в храм, и услышал громкое рыдание. Он простирался ниц перед Матерью и плакал, как маленький ребёнок. Прошёл час или два. Выйдя из храма, он отозвал меня в сторону и сказал: "Она воистину великая Душа! Я буду приезжать сюда каждую неделю, чтобы наставлять тебя". Таким образом Мать Сама организовала мне преподавателя.

     Делая ссылки на различные книги, профессор надиктовал мне много лекций, но ничего не объяснял. К сожалению, по различным причинам мы не могли продолжать курс обучения регулярно, и западная философия всё ещё оставалась неизвестной темой для меня. Всего три месяца оставалось до экзаменов. Профессор надиктовал мне ещё несколько лекций и дал краткое изложение всего предмета в целом. Поскольку я был вовлечён в различную деятельность ашрама и часто путешествовал с Матерью, я не мог довести до конца мои занятия. Теперь до экзаменов оставался всего один месяц. Мать попросила, чтобы я написал все восемь статей за один присест. Я не на шутку переживал, как мне удастся написать вместе все статьи как за первый, так и за последний годы обучения. Я посвятил этот проект стопам Матери и начал чтение. Наконец наступил последний день перед днём моего отъезда в Тирупати (город в штате Андхра-Прадеш в тысяче километров от ашрама), где я зарегистрировался в университете как студент философии.

     В полдень я уже собирался упаковывать свои вещи. Внезапно я услышал, как Мать зовёт меня из Своей комнаты. Я вбежал в Её комнату и увидел Её упаковывающей какие-то вещи в сумку. Она положила последнюю вещь в неё и закрыла её. Ещё одна большая сумка стояла уже собранной на Её столе. С большой любовью Она сказала: "Сын, Я упаковала всё для твоей поездки". Указывая на сумку на столе, Она сказала: "В той сумке дхоти, рубашки, полотенца, два одеяла и другая одежда, а в этой – кокосовое масло, мыло, зеркало, расчёска, кое-что для приготовления горячего напитка и другие полезные вещи. Я упаковала все эти вещи, чтобы ты мог сэкономить время для твоих занятий". Я был ошеломлён. Я просто неотрывно смотрел на Её любящее лицо. Радость переполняла моё сердце. Мои глаза наполнились слезами, и я разрыдался.

     В первый раз я должен был быть далеко от Неё, и причём в течение целого месяца. У меня было очень тяжело на душе. В поезде я сидел в углу, чтобы скрывать мои слёзы. Все пассажиры весело болтали, но мой ум был наполнен страданием разлуки с Матерью. Во время поездки в поезде я не думал ни о чём, кроме Неё. На следующее утро я уже был в Тирупати. Мои дни были наполнены мучительной болью разлуки. Я чувствовал себя как рыба, которую вытащили из воды. Я пытался сосредотачиваться на своих занятиях, но был не в состоянии это делать. Каждая минута проходила со скоростью улитки. Я даже не мог смотреть на фотографию Матери. Каждый привезённый из ашрама объект напоминал мне о Матери и Её милостивой форме. Я забывал есть и спать. Каждый день тянулся подобно году для меня. Время от времени я падал без чувств. Неспособный переносить разлуку, я заливался слезами. Ко времени начала заключительных экзаменов я так или иначе сумел написать статьи. Не было никого, с кем бы я мог поделиться моим страданием.

     В то время я получил письмо от Матери. Несколько раз я читал и перечитывал его. Пропитанное моими слезами, письмо стало мокрым. В этом письме Матери было написано следующее:

     Дорогой сын,

     твоя Мать всегда с тобой. Сын, Мать не чувствует, что ты далеко от Неё. Моё дитя, Мать может видеть твоё тоскующее сердце. Мать может слышать твои стенания. Мой сын, этот мир такой прекрасный. Цветы, океанские просторы, щебечущие птицы, небесная ширь, деревья, кустарники, леса, горы и долины – всё здесь. Бог сделал эту землю прекрасной. Зри Его во всём. Люби Его во всех существах. Рассеки оковы, отделяющие тебя от Бога. Позволь своему уму неустанно течь к Нему. Сын, в этом мире нет ничего плохого. Всё хорошее. Видь хорошую и добродетельную часть. Пусть цветок твоего ума расцветёт и распространяет свой аромат всюду вокруг.

     Той ночью я сидел снаружи моей комнаты, наблюдая за деревьями и растениями, танцующими в нежном ветерке. Небо было заполнено блестящими звёздами, и серебристое сияние луны заливало землю своим светом. Я подумал: "Этот бриз может обдувать мою Мать; ему может выпасть удача ласкать тело моей Матери. Да, несомненно он несёт божественный аромат моей дорогой Матери. Если бы у меня были крылья, я бы полетел к моей Матери". Следующее стихотворение было написано той ночью:

Тарапатхангале

     О звёзды, не могли бы вы, пожалуйста, спуститься?
   Мать здесь, чтобы спеть вам колыбельную песню.
   Она – поток бесконечной любви и
   Она – дарующее тень дерево для ищущих умов.
   О прохладный нежный ветерок, приходящий медленно шелестеть
   Безмолвные песни в ночи, что ты нашептал так
   Сладко в мои уши? Сладкие истории моей Матери?

     Солнце и луна медленно всходят и заходят
   В синем небе каждый день.
   Нет ли у вас желания увидеть мою
   Мать, Которая придаёт вам это дивное великолепие?
   Деревья и растения растут в изобилии в
   Тихих одиноких долинах и на склонах холмов.
   Словно чтобы утешить меня, их нежные ветви танцуют на ветру.

     Я был в напряжённом и необычном состоянии сознания. Я ходил взад и вперёд как безумец. Так или иначе я взял себя в руки и решил уехать на следующий день. Я должен был написать ещё одну статью. Я решил не появляться на экзаменах первого года обучения, которые должны были начаться через четыре дня. Я подумал: "Мать попросила, чтобы я сдавал все экзамены, но на сей раз я собираюсь действовать против Её совета".

     Наконец я решил искать разрешения Матери специфическим способом. Я взял три листка бумаги равного размера. На первом листке я написал "Сын, возвращайся". На втором я написал "Напиши все статьи и затем приезжай", а на третьем "Как посчитает нужным Мой сын". Я скатал все три листка одинаковым образом, встряхнул их и вынул фотографию Матери из сумки. Я смиренно преподнёс эти бумажки Ей со следующей молитвой: "О Мать, я собираюсь вытащить одну из этих бумажек. Сообщи мне о Своём волеизъявлении, каким бы оно ни было". С закрытыми глазами я вынул одну из бумажек дрожащей рукой. Я раскрыл её. Увы, это была та, на которой я написал: "Напиши все статьи и затем приезжай". Не удовлетворённый первой попыткой, я снова попытал счастья с тремя другими листками бумаги, но снова я выбрал такую же записку. Однако мой ум так жаждал увидеть Мать, что в конечном счёте я решил уехать на следующий день.

     На следующий день после посещения последнего из выпускных экзаменов я помчался паковать мои вещи и уже был готов уехать. Внезапно я заметил несколько вещей, лежащих в углу комнаты. Это были несколько бесполезных газет, которые я использовал в качестве обёртки для привезённых из ашрама вещей и сломанная часть мыльницы. Я подумал: "Насколько интенсивной была моя боль, когда я был разлучён с Матерью. Возможно, эти вещи также разделяют эту боль; если я оставлю их здесь, это будет грех". Я заботливо упаковал и эти вещи в мою сумку.

     На следующий день я добрался до ашрама. На пути к комнате Матери я встретил моего брата Вену. Изумлённый, он сказал: "Вчера вечером Мать сказала мне, что ты становишься очень беспокойным, и что ты приедешь сегодня". Я вошёл в комнату Матери и припал к Её стопам, рыдая. Мать подняла меня и утешила, сказав: "Сын, я знаю твоё сердце. Эта любовь хорошая, но попытайся обрести большую силу ума. Садхак должен быть мягким, как цветок, и твёрдым, как алмаз. Тебе следует поехать и написать другие статьи. Даже если ты потерпишь неудачу, Мать не будет обеспокоена. Завтра ты поедешь и вернёшься тогда, когда экзамены закончатся".

     На следующее утро я возвратился в Тирупати. Через неделю, когда последний экзамен был завершён, я вернулся в ашрам. Я не был удовлетворён моими ответами и даже боялся, что я мог провалиться на экзаменах. Мать спокойно сказала: "Забудь об этом. Не сомневайся. Ты преуспеешь". Когда результаты были напечатаны, я был удивлён увидеть, что я прошёл с высокой второй (не высшей) оценкой на экзаменах. Простое пребывание в присутствии Святой Матери – это тапас. В этом всегда есть что-то новое и свежее. В каждый такой момент переживаются просветляющие озарения, которые ведут преданного через различные царства духовности, развивая его и продвигая от одного плана сознания к последующему. На начальных стадиях моей духовной жизни я иногда полагал, что я обрёл понимание Святой Матери. Позже я осознал, что я вообще ничего не понял о Матери".

Отрывки из биографии Аммы:

Значение божественных бхав

Жизненный опыт духовных подвижников:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Мать как духовный Учитель

Книги | Журналы | Выступления | Барселона 2004 | Женева 2002

Мата Амританандамайи (Амма)