Отрывки из биографии Аммы

Амма

Божественные бхавы

Глава одиннадцатая

Значение
божественных бхав

     Божественные бхавы Святой Матери в облике Кришны и Дэви находятся за пределами досягаемости человеческого интеллекта, и всё же их вдумчивое изучение позволяет нам составить хотя бы некоторое представление о бесконечном духовном могуществе Святой Матери.

Амма в Кришна-бхаве

     Отвечая на искренний зов преданного, Совершенный Учитель медленно раскрывает Свои бесконечные свойства перед сердцем преданного. Когда процесс очищения становится интенсивным, величие Гуру, которое не что иное, как Истинная Природа ученика или преданного, будет постепенно раскрываться Милостью Учителя. Милость, конечно же, – это первоочередное условие для начала постижения значения божественных состояний сознания Святой Матери.

     Великие святые мудрецы Индии распределили божественные воплощения по трём главным категориям: 1) пурна-аватара (полное или совершенное воплощение), 2) амша-аватара (частичное проявление) и 3) авеша-аватара (временное проявление божественного могущества). Слово "аватара" означает "нисхождение". Пурна-аватара – это нисхождение не имеющей имени и формы непреложной запредельной Энергии, принимающей человеческую форму и проявляющей бесконечное могущество без каких-либо ограничений. Намерение такой Личности состоит в том, чтобы восстановить и поддержать праведность (дхарму) и пробудить человечество через осуществление осознания людьми высшей Сущности. Амша-аватара – нисхождение Бога с частичным проявлением некоторых из Его сил для исполнения определённой миссии или цели. Воплощения Господа Вишну в облике Ваманы (карлика) и Нарасимхи (человекольва) – типичные примеры амша-аватаров. Авеша-аватара полностью отличается от этих двух типов воплощений. Это временное посещение божественных существ, которые используют тела некоторых людей или овладевают ими для выполнения определённых задач. Воплощение Господа Вишну в облике Парашурамы, запечатлённое в эпическом произведении Шримад Бхагаватам, служит примером этого типа аватара. Здесь Господь вошёл в тело Парашурамы, который был великим воином, чтобы уничтожить жестоких кшатрийских царей, ставших слишком высокомерными и эгоистичными. Вскоре после того, как Он выполнил эту задачу, сила оставила Его. Утверждается, что Шри Рама, другое воплощение Господа Вишну, забрал божественную силу у Парашурамы при возвращении в Айодхью после Своего бракосочетания с Ситой. В священных писаниях говорится, что демоны или привидения иногда вселяются в тела душевнобольных людей. В людей с доминирующей добродетельной и благой природой (саттвичных) могут входить дэвы (второстепенные божества), в наделённых творческим потенциалом и энергией (раджасичных) могут входить небесные существа из тонких миров (нижестоящие по отношению к второстепенным божествам), а в людей, чья природа полна тьмы и мрака (тамасичных) могут вселяться злые духи (бесы). В священных писаниях также упоминается, что в телах редких душ, которые предельно чисты, божественная Сила может проявляться в течение короткого периода времени. Именно поэтому Парашурама считается авеша-аватаром.

Амма в Кришна-бхаве

     Ниже приводится иллюстрация, которая может помочь читателю получить проблеск интуитивного понимания божественных бхав Святой Матери. Однажды, когда Господь Кришна жил в Двараке, Он лелеял желание увидеть Своего дорогого преданного, Ханумана. Его средство передвижения, царь птиц Гаруда, был послан в качестве Его посыльного в кадали-ванам, где жил Хануман, но Хануман отказался идти. Он объяснил: "Я не пойду смотреть ни на кого другого, кроме Моего Господа Рамы". Когда ответ Ханумана был сообщён Господу Шри Кришне, Он ещё раз послал царя птиц к Хануману со следующим посланием: "Скажи Ему, что Господь Шри Рама с Его святой супругой Ситой прибыли в Двараку, и Они хотят увидеться с Хануманом".

     Пока Гаруда возвращался с Хануманом, определённые события произошли в Двараке. Господь Кришна простым Своим волеизъявлением принял облик Господа Рамы, Который жил многими веками ранее. Рукмини, супруга Кришны, стала Ситой. К этому времени Хануман прибыл в Двараку. Увидев Своих возлюбленных Шри Раму и Ситу и совершив поклонение Им, Он вернулся в свою обитель.

     Хотя Шри Рама также был одним из воплощений Господа Вишну, Он жил в Айодхье за несколько тысяч лет до Кришны. И всё же Хануман, великий преданный Господа Рамы, не сомневался, что Господь Рама и Сита могут явиться в Двараке, даже несмотря на то, что всеведущий Хануман прекрасно осознавал тот факт, что Кришна был Господом Двараки. Конечно же, Хануман знал, что никто кроме Кришны не мог явить Рама-бхаву. В действительности Хануман был побуждаем использовать эту возможность, чтобы увидеть Своего Господа с Ситой в человеческой форме ещё раз. Господь Кришна, слуга Своих преданных, с радостью исполнил желание Своего великого преданного и благословил Его. Только пурна-аватара может стать единым с любым другим богом или богиней. Будучи таким аватарой, Кришна легко явил Рама-бхаву. Однажды Господь Кришна попросил Своих жён, включая Сатьябхаму – одну из тех, кто были дороги Ему, явить Сита-бхаву, но ни одна из них не была способна сделать это. В конечном счёте Рукмини, воплощение богини Лакшми, легко явила Сита-бхаву.

     В случае авеша-аватары божественные силы входят в определённую личность, а затем покидают её после выполнения предназначенной цели. В случае с Шри Кришной и Рукмини всё было иначе. Господь Кришна явил Рама-бхаву, или свойства Рамы, которые уже присутствовали в Нём в потенциальной форме.

     Подобный случай произошёл в жизни Господа Чайтаньи из Бенгалии. Однажды пандит Шриваса, истовый преданный Господа Нарасимхи, совершал свою обычную начитку (джапу) мантр, сидя в молитвенной комнате своего дома. Внезапно раздался стук в дверь. "Кто там?" – спросил пандит. "Узри возлюбленное божество, которому ты поклоняешься", – прозвучал ответ. Пандит Шриваса открыл дверь и узрел Господа Чайтанью, стоящего перед ним на пороге дома в явлении божественного состояния сознания. Он вошёл в молитвенную комнату и сел на сиденье, которое было специально сделано для поклонения. Пандит увидел Господа Нарасимху, сияющего внутри Господа Чайтаньи, и с великой преданностью совершил поклонение Ему в форме Господа Чайтаньи. Господь Чайтанья благословил семейство учёного мужа, разрешив им всем принять участие в поклонении.

     После того, как все получили Его благословения, Господь Чайтанья потерял сознание. Придя в Себя через несколько минут, Он спросил пандита: "Что случилось? Я не могу ничего вспомнить. Не говорил ли Я чего-то неправильного?" Со всем смирением Шриваса простёрся перед своим Господом и сказал: "О Бхагаван, пожалуйста, не вводи больше в заблуждение этого Твоего смиренного слугу. Твоей милостью я был способен узреть, кто Ты!" Услышав это, Господь Чайтанья милостиво улыбнулся в знак подтверждения. Многие такие случаи в жизни Господа Чайтаньи показывают, что Он давал даршан своим преданным в разнообразных бхавах.

     Эти иллюстрации достаточно ясно показывают, что такое бхава-даршан. Бхава-даршан – это явление различных Ишвара-бхав, или явлений божественных состояний сознания воплощением Бога согласно пожеланиям преданных. Анандамайи Ма, которая жила в Бенгалии, обычно являла Кришна- и Кали-бхавы при пении бхаджанов. Эти бхавы, являемые воплощениями Господа, имели место только в некоторых случаях с целью исполнения определённой цели, особенно в ответ на истовое желание преданных этих аватар. Кроме того, они длились только в течение краткого времени. Святая Мать Амританандамайи являет божественные состояния сознания три ночи в неделю, длящиеся в течение длительного периода от 10 до 12 часов подряд в зависимости от числа преданных, присутствующих на даршане. Таков путь служения Святой Матери человечеству, ввергнутого в фактически непролазную трясину поглощённости суетными заботами.

     Господь Чайтанья, как считается, являл две бхавы – преданного, в которой Его видели наиболее часто, и Бхагават-бхава, во время которой Он раскрывал Своё истинное состояние пребывания в высшей Сущности. Шри Рамакришна Парамахамса также являл больше чем одну бхаву. Утверждается, что у него даже появилось небольшое похожее на хвост новообразование в период его духовных практик в Хануман-бхаве.

Амма в Кришна-бхаве

     Во время Её Кришна- и Дэви-бхав Святая Мать являет Ту Запредельность, которая пребывает внутри Неё, и Она являет эти божественные Существа, чтобы благословить Своих преданных. Святая Мать однажды сказала о бхавах следующее:

     "Мать не проявляет даже бесконечно малую часть Своего духовного могущества во время бхав. Если бы это могущество было проявлено в его подлинной силе, никто не смог бы подойти даже близко!" Она продолжает: "Все божества индуистского пантеона, олицетворяющие бесконечные аспекты Единого Всевышнего Существа, пребывают также и внутри нас. Божественное Воплощение (аватара) может являть любое из Них на благо мира посредством простого волеизъявления. Кришна-бхава – это явление Пуруши, или аспекта Чистого Бытия, а Дэви-бхава – явление Извечной Женственности, Творительницы, активного принципа Безличностного Абсолюта. Есть одна безумная девушка, Которая облачается в одеяние Кришны, а через некоторое время – в одеяние Дэви, но Они оба пребывают внутри этой безумной девушки. Однако следует помнить, что все имеющие имя или форму объекты – это всего лишь умственные проекции. Почему украшают слона? Почему адвокат должен носить чёрную мантию, или почему полицейский носит униформу и фуражку? Всё это просто внешние вспомогательные средства, предназначенные создавать определённое впечатление. Подобным образом Мать облачается в одеяние Кришны и Дэви, чтобы усиливать дух преданности людей, приходящих на даршан. Атман, или высшая Сущность, Которая пребывает во Мне, также пребывает и внутри вас. Если вы сможете осознать тот Неделимый Принцип, Который вечно сияет в вас, вы станете Тем".

     Даже сейчас некоторые люди полагают, что Господь Кришна и Дэви посещают тело Святой Матери три ночи в неделю, после чего Они покидают Её тело. Это неправильное представление проистекает из недостатка правильного понимания явлений божественного состояния сознания Святой Матери. Эти божественные бхавы – не что иное, как внешнее откровение Её непрерывного Единства с Всевышним. Они не имеют ничего общего с одержимостью или божественной Милостью в том представлении, как это обычно понимается.

     Отвечая на вопросы преданных, Святая Мать объяснила много разных вещей, касающихся бхав:

     Преданный: Многие преданные говорят, что Мать во время божественных бхав и Мать в остальное время – одна и Та же. Если это так, то в чём смысл бхав?

     Мать: Во время бхава-даршана Мать устраняет два или три слоя (или завесы, так сказать), чтобы преданные могли воспринять проблеск Всевышнего. У различных людей имеются различные виды веры. Намерение Матери состоит в том, чтобы так или иначе помочь людям приблизиться к Богу. Некоторые заинтересованы только тогда, когда они видят Мать в костюме Дэви или Кришны. Не только это... очень немногие люди знают всё о духовности. Некоторым людям трудно поверить в слова Матери, сказанные в обычное время, но если Мать говорит то же самое во время Дэви-бхавы, они поверят.

     Преданный: Мать, имеется ли какое-то специфическое время для явления этой бхавы?

     Мать: Нет, такого времени не имеется. Она может быть явлена в любое время. Простого волеизъявления достаточно.

     Преданный: Мать, почему Ты одеваешь эти костюмы Кришны и Дэви?

Амма

     Мать: Это помогает людям помнить, что такое бхава. Дитя, каждое облачение важно по-своему. Когда мы рождаемся, мы нагие. Позже, согласно обычаям каждой страны и общественной традиции, люди перенимают различные виды одеяния. Каким бы ни было это одеяние, человек остаётся одним и тем же. В эту эпоху люди придают большое значение одежде. Мать разъяснит это с помощью следующей истории. Один человек рубил дерево, которое росло на обочине дороги. Другой человек, который случайно увидел это, сказал: "Не руби это дерево! Это неправильно и противозаконно". Тот человек не только отказался перестать рубить, но ещё и грубо обругал его. Тот человек, который пытался не позволить хулигану срубить дерево, был полицейским. Он ушёл, но вскоре вернулся в своём официальном облачении. Даже простого вида появившейся вдалеке фуражки полицейского было достаточно, чтобы заставить хулигана убегать без оглядки. Посмотрите на разницу в воздействии, когда он пришёл в обычном, а затем в официальном облачении. Поэтому специальное одеяние необходимо, чтобы учить невежественных людей. То же самое относится и к костюмам Кришна- и Дэви-бхав. Некоторые люди, которые будут чувствовать себя всё ещё неудовлетворёнными даже после многочасового диалога с Матерью, будут полностью удовлетворены за пару секунд общения с Ней во время бхава-даршана. Они будут чувствовать себя спокойно, высказав все свои волнения непосредственно Богу.

     Все воплощения Бога уникальны по Своей природе. Нельзя говорить, что Кришна был более великим, чем Рама, или что Рама был более великим, чем Будда. Каждому из Них следовало выполнить собственную задачу и выбрать подходящие пути для духовного подъёма человечества. Но это не означает, что у Них был неодинаковый взгляд на жизнь. Их действия не могут оцениваться с использованием мерного прута нашего ограниченного интеллекта и логики. Пожалуй, мы можем уловить только некий проблеск Их величия посредством чистой интуиции, рождённой духовной практикой. Духовные переживания, полученные тысячами преданных через Святую Мать, проливают много света на необъяснимое духовное могущество этой Великой Души. На следующих страницах мы поделимся с читателем некоторыми из божественных переживаний преданных Святой Матери, рассказанных ими самими.

Отрывки из биографии Аммы:

Жизненный опыт преданных:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Книги | Журналы | Выступления | Барселона 2004 | Женева 2002

Мата Амританандамайи (Амма)