Ом Амритешварьяи Намах

Пробуждение универсального материнства

   Предисловие   
   Вручение награды Ганди-Кинга   

Обращение
Её святейшества Шри Маты Амританандамайи
в связи с
ГЛОБАЛЬНОЙ МИРНОЙ ИНИЦИАТИВОЙ
РЕЛИГИОЗНЫХ И ДУХОВНЫХ ЛИДЕРОВ-ЖЕНЩИН

Дворцы наций, Женева, 7 октября 2002 г.


     Женщины – это энергия и сама основа нашего существования в мире. Поэтому для женщин всего мира жизненно важно приложить все свои усилия к тому, чтобы заново раскрыть свою исконную природу – ибо только тогда мы сможем спасти этот мир.

– Амма

Мата Амританандамайи (Амма)

    Дворцы наций, Женева, октябрь 2002 г.

Амма получает награду Ганди-Кинга в знак признания Её вклада в распространение идей ненасилия во всём мире. По словам организатора конференции "Глобальная мирная инициатива религиозных и духовных лидеров-женщин" Дены Мерриам, вручение этой награды стало "наиболее важной церемонией этого события (т.е. конференции)". Конференция проводилась под эгидой ООН во Дворцах наций в Женеве, 7 октября 2002 г.

В Своей речи при получении этой награды Амма высоко оценила деятельность как Махатмы Ганди, так и д-ра Мартина Лютера Кинга (младшего): "Эта награда названа именами двух великих личностей, которые бесстрашно посвятили свои жизни делу мира, гармонии и равенства всех людей. Амма принимает эту награду от имени всех тех, кто молятся за мир во всём мире и прилагают усилия к его достижению. Пусть это вдохновит всех людей удвоить их усилия в обеспечении мира на нашей планете".

      

Программная речь

     Амма преклоняется перед всеми вами – истинными воплощениями всевышнего сознания и любви.

     Женщины и мужчины равны в глазах Аммы. Амма хочет искренне изложить свою позицию в отношении именно этого вопроса. Эти наблюдения не обязательно относятся к каждому, но они относятся к большинству людей.

     В настоящее время большинство женщин "спит". Женщины должны пробудиться и подняться! Это – одно из наиболее неотложных требований эпохи. И это относится не только к тем женщинам, которые живут в развивающихся странах – женщины должны пробудиться во всём мире. Женщины тех стран, где доминирует материализм,

     

     1 – Духовность, о которой Амма здесь говорит, не связана с поклонением Богу, сидящему где-то над облаками. Подлинная духовность заключается в познании своей истинной сущности и осознании неиссякаемой внутренней Энергии. Духовность и жизнь – это не две отдельные вещи; они – одно. Подлинная духовность учит нас тому, как жить в этом мире. Материальная наука учит нас тому, как кондиционировать воздух во внешнем мире, в то время как духовная наука учит нас "кондиционировать воздух" во внутреннем мире.

   
должны пробудиться к духовности1. В тех странах, где женщин вынуждают оставаться внутри узколобых ограничений религиозной традиции, женщины должны пробудиться к современному мышлению. До сих пор бытовало мнение, что женщины и те культуры, в которых они живут, будут пробуждаться через образование и материальное развитие. Но время научило нас тому, что эта концепция является слишком ограниченной. Только когда женщины впитают в себя извечную мудрость духовности наряду с современным образованием, только тогда пробудится скрытое внутри них могущество, и тогда они начнут действовать.

     Кто должен пробудить женщину? Что препятствует её пробуждению? В действительности никакая внешняя сила просто не в состоянии препятствовать женщине или её врождённым качествам материнства – таким качествам, как любовь, сочувствие и терпимость. Именно она – она сама – должна пробудить себя. Ум женщины – это единственный реальный барьер, который не позволяет этому случиться.

Дворцы наций, Женева, октябрь 2002 г.

     Правила и суеверия, которые приводят к деградации и унижению женщин, продолжают господствовать в большинстве стран. Примитивные обычаи, выдуманные мужчинами в прошлом с целью эксплуатации и порабощения женщин, остаются в силе и сегодня. Женщины и их умы запутались в хитросплетениях и тенётах этих обычаев. Они оказались загипнотизированы своими собственными умами. Женщины должны помочь себе, чтобы высвободиться из этого затягивающего поля. Это – единственный путь.

Амма со свечой

     Посмотрите на слона. Он может выкорчёвывать огромные деревья своим хоботом. Когда слон, живущий в неволе, ещё совсем маленький, его привязывают к дереву крепкой верёвкой или цепью. Поскольку природа слонов – свободно бродить, слонёнок инстинктивно пытается разорвать верёвку, прикладывая всю свою силу. Но он недостаточно силён, чтобы сделать это. Понимая, что его усилия напрасны, он, в конечном счёте, сдаётся и перестаёт бороться. Позже, когда слонёнок вырастает в большого слона, его можно привязывать к маленькому дереву тонкой верёвкой. При этом он мог бы легко освободить себя, выкорчевав дерево или разорвав верёвку. Но поскольку его ум уже обусловлен предшествующими опытами, слон не прилагает даже малейших усилий вырваться на свободу.

     Это именно то, что происходит с женщинами.

     Общество не позволяет силе женщин подняться. Мы создали блокирующую преграду, которая не позволяет проявляться этой великой силе.

     Бесконечный потенциал, свойственный женщинам и мужчинам, один и тот же. Если женщины действительно захотят разорвать кандалы – правила и обусловливания, которые общество наложило на них, то это не будет чем-то трудным для них. Величайшая сила женщин заключается в их врождённом материнстве, в их созидательной, порождающей жизнь энергии. И эта энергия может помогать женщинам вызывать гораздо более существенные изменения в обществе, чем те, которые могли бы быть осуществлены мужчинами.

     Устаревшие и наносящие вред концепции, придуманные в прошлом, блокируют достижение духовных вершин женщинами. Эти концепции – тени прошлого, которые всё ещё преследуют женщин, порождая в них страх и сомнения. Женщины должны высвободиться из-под власти своих страхов и сомнений, поскольку это – всего лишь иллюзии. Те ограничения, которые, как считают женщины, имеются у них, не являются чем-то реальным. Женщинам следует мобилизовать все свои силы, чтобы преодолеть эти выдуманные ограничения. Они уже обладают этой силой; она пребывает прямо здесь! И как только эта сила будет пробуждена, никто не сможет остановить прогрессивное продвижение женщин во всех сферах жизни.

     Мужчины обычно полагаются на силу мускулов. На первый взгляд они смотрят на женщин как на своих матерей, жён и сестёр. Но не следует скрывать тот факт, что на более глубоком уровне мужчины всё ещё значительно противятся надлежащему пониманию, принятию и признанию женщин и женского аспекта жизни.

     Амма припоминает одну историю. В некоей деревне жила одна глубоко духовная женщина, которая находила безмерное счастье в служении другим. Религиозные лидеры деревни распорядились, чтобы она стала одним из деревенских священников. Она была первой назначенной священником-женщиной в той местности, и это вызвало недовольство среди священников-мужчин. Её большое сострадание, смирение и мудрость были оценены по достоинству жителями деревни. Это вызывало массу зависти среди священников-мужчин.

     Однажды все священники были приглашены на религиозное собрание на острове, до которого нужно было плыть три часа на лодке. Когда священники сели на лодку, они обнаружили, к своему смятению, что священник-женщина уже находилась на лодке. Они бормотали между собой: "Что это за наказание! Она же не оставит нас в покое!" Лодка отправилась в путь. Но через час двигатель внезапно заглох, и лодка застыла на месте. Капитан воскликнул: "О, нет! Мы застряли! Я забыл наполнить бак топливом!" Никто не знал, что делать. В пределах видимости не было никакой другой лодки. В этот момент священник-женщина поднялась и сказала: "Не волнуйтесь, братья! Я пойду и раздобуду топлива". Сказав это, она вышла из лодки и пошла по воде. Священники смотрели ей вслед с большим изумлением, но вскоре сделали замечание: "Посмотрите на неё! Она даже не знает, как плавать!"

     Именно таким является типичное отношение мужчин. Им свойственно умалять и осуждать достижения женщин. Женщины – это не декорации или объекты, предназначенные для контроля со стороны мужчин. Мужчины обращаются с женщинами как с горшечными растениями, не давая им возможности вырасти для проявления их полного потенциала.

     Женщины не были созданы для наслаждения мужчин. Они не были сделаны для устраивания чайных вечеринок. Мужчины используют женщин сродни магнитофону – они любят управлять ими согласно своим прихотям и капризам так, как будто они нажимают кнопки "воспроизведение" и "пауза".

     Мужчины считают себя вышестоящими по отношению к женщинам как физически, так и умственно. Высокомерие ошибочного мужского отношения, заключающегося в том, что женщины не могут выжить в обществе, не полагаясь на мужчин, очевидно во всём, что делают мужчины.

     Если характер женщины рассматривается как испорченный, даже если она – невинная жертва, она будет отвергнута обществом и часто – её семьёй. В то же самое время мужчина может быть настолько безнравственным, насколько ему хочется, и ему это сойдёт с рук. Его поведение редко ставится под сомнение.

     Даже в материально развитых странах женщин задвигают назад, когда дело доходит до разделения политической власти с мужчинами. Интересно отметить, что, в сравнении с развитыми странами, развивающиеся страны находятся далеко впереди в обеспечении возможностей для продвижении женщин в политике. Но, не считая нескольких женщин, которых можно пересчитать по пальцам, сколько их можно увидеть на арене мировой политики? Происходит ли это из-за неспособности женщин, или же это обусловлено высокомерием мужчин?

     Правильные обстоятельства и поддержка окружающих несомненно помогут женщинам пробудиться и подняться. Но одного этого недостаточно. Им следует получать вдохновение от этих обстоятельств и находить силу внутри себя. Реальные энергия и сила не приходят извне; они должны быть найдены внутри.

     Женщины должны отыскать свою храбрость. Храбрость – это качество ума; это не качество тела. Женщины обладают силой бороться против общественных правил, которые препятствуют их прогрессу. Это – личный опыт Аммы. Хотя в Индии и произошли большие изменения, она всё ещё остаётся страной, где мужское превосходство является правилом. Даже сегодня женщины эксплуатируются под прикрытием религиозных обычаев и традиций. В Индии женщины также пробуждаются и начинают действовать.

Амма проводит церемонию открытия нового храма
Амма проводит церемонию
открытия нового храма
До недавнего времени женщинам не позволяли поклоняться во внутреннем святилище храма; равно как они не могли освятить храм или исполнять ведические ритуалы. Женщины даже не могли свободно повторять ведические мантры. Но Амма вдохновляет женщин делать это и назначает их на эти посты. И именно Амма проводит церемонию освящения во всех храмах, построенных нашим ашрамом. Многие возражали против того, чтобы женщины делали подобные вещи, потому что из поколения в поколение все эти церемонии и ритуалы проводились только мужчинами. Тем, кто подвергал сомнению то, что мы делаем, Амма объясняла, что мы поклоняемся Богу, Который находится за пределами всяких различий, и Который не относится по-разному к мужскому и женскому полу. Как оказалось, большинство людей поддержало это революционное движение. Эти направленные против женщин запреты фактически никогда не были частью древней индуистской традиции. По всей вероятности, они были придуманы позже мужчинами, относившимися к более высоким классам общества, с целью эксплуатации и угнетения женщин. Они не существовали в древней Индии.

     В древней Индии муж при обращении к своей жене использовал следующие санскритские слова: "патхни" – "та, которая ведёт мужа по жизни", "дхармапатхни" – "та, которая ведёт своего мужа по пути дхармы (праведности и долга)" и "сахадхармачарини" – "та, которая идёт вместе со своим мужем по пути дхармы". Эти термины подразумевают, что женщины имели тот же статус, что и мужчины, или, возможно, даже более высокий. Семейная жизнь считалась священной; ибо если она ведётся с правильным отношением и правильным пониманием, и если муж и жена поддерживают друг друга, то она будет вести их к наивысшей цели жизни – самореализации, или Богореализации.

Статуя богини Сарасвати
Статуя богини Сарасвати

     В Индии всевышнему Существу никогда не поклонялись исключительно в мужской форме. Всевышнему Существу также поклоняются и как Богине в Её многочисленных аспектах. Например, Ей поклоняются как Сарасвати, богине мудрости и наук; Ей поклоняются как Лакшми, богине процветания, и как Сантане Лакшми – богине, которая порождает новую жизнь внутри женщины. Ей также поклоняются как Дурге, богине силы и энергии. Когда-то мужчины почитали женщину как воплощение этих самых качеств. Она считалась продолжением Богини, проявлением Её качеств на Земле. И затем в определённое время из-за эгоизма некоторых влиятельных мужчин и их желания власти и доминирования над всеми эта глубокая истина была искажена и отделена от нашей культуры. И, таким образом, случилось так, что люди забыли или стали игнорировать эту глубинную связь между женщиной и божественной Матерью.

     Обычно считается, что религия с наименьшим статусом женщин – это ислам. Но о таких качествах, как сострадание и мудрость, и об исконной природе Бога в Коране говорится в женском роде.

Яшода и Кришна
Яшода и Кришна

     В христианстве всевышнему Существу поклоняются исключительно как Отцу Небесному, Сыну и святому Духу. Женский аспект Бога не осознаётся достаточно широко. Христос считал мужчин и женщин равными.

     Для рождения Христа, Кришны и Будды была необходима женщина. Для Своего воплощения Бог нуждался в женщине, которая проходила через все муки и трудности беременности и родов. Мужчина не был способен на это. И, тем не менее, никто не принимает во внимание несправедливость по отношению к женщинам, которыми правят мужчины. Ни одна подлинная религия не будет смотреть на женщин свысока или говорить о них пренебрежительно.

     Те, кто осознал Бога, не проводят различий между мужчинами и женщинами. Самореализованные личности смотрят на всех равно. Если где-либо в мире существуют правила, которые препятствуют женщинам пользоваться их законной свободой, правила, которые затрудняют их продвижение в обществе, то эти правила – не заповеди Бога, а порождения эгоизма мужчин.

     Какой глаз более важен, левый или правый? Оба одинаково важны. То же самое применимо и к статусу мужчин и женщин в обществе. И те, и другие должны осознавать свои особенные обязанности, или дхарму. Мужчины и женщины должны поддерживать друг друга. Только таким образом мы можем поддерживать гармонию этого мира. Когда мужчины и женщины станут силами, которые будут дополнять друг друга и двигаться вместе посредством приложения взаимных усилий и при взаимном уважении, они достигнут совершенства.

     В действительности мужчины – это некая часть женщин. Каждый ребёнок вначале находится в утробе матери, будучи неотъемлемой частью женщины. Что касается рождения, единственная роль мужчины – предложить своё семя. Для него это – только момент наслаждения; для женщины же это – девять месяцев самоограничения. Именно женщина принимает, зачинает и делает эту новую жизнь частью своего существа. Она создаёт наиболее благоприятную атмосферу для того живого существа, что растёт внутри неё, и затем рождает его на свет. Женщины – матери по своей сути, творцы жизни. У всех мужчин имеется скрытая тоска быть снова окутанным безусловной любовью матери. Это – одна из тонких причин той притягательности, которую мужчины испытывают по отношению к женщинам, и она обусловлена тем, что мужчина порождён женщиной.

Мать и дитя
Мать и дитя

     Никто не может подвергать сомнению реальность материнства – тот факт, что мужчины порождаются женщинами. И, тем не менее, те, кто отказываются выйти из кокона своей узколобости, никогда не будут способны понять этого. Тем, кто знают только тьму, невозможно объяснить, что такое свет.

     Принцип материнства столь же необъятен и могущественен, как и вселенная. Обладая внутренней силой материнства, женщина может влиять на весь мир.

     Бог – это мужчина или женщина? Ответ на этот вопрос таков: Бог – ни мужчина, ни женщина; Бог – это "То". Но если вы настаиваете на том, что у Бога имеется пол, тогда Бог больше женского пола, чем мужского, ибо мужское начало содержится внутри женского.

     Любой человек – как женщина, так и мужчина – имеющий храбрость преодолеть ограничения ума может достичь состояния универсального материнства. Любовь пробуждённого материнства – это любовь и сострадание, испытываемые не только к собственным детям, но и ко всем людям, животным и растениям, скалам и рекам – любовь, простирающаяся на всю природу, на все существа. Воистину, для женщины, в которой пробудилось состояние истинного материнства, все существа – её дети. Эта любовь, это материнство является божественной Любовью, и это – Бог.

     Женщины составляют больше половины населения мира. Когда женщин лишают свободы в их продвижении вперёд и их по праву высокого статуса в обществе, это является большой потерей. Когда женщинам отказывают в этом, общество теряет их потенциальный вклад.

     Когда женщины всячески ослабляются, их дети также становятся слабыми. Таким образом, целое поколение теряет свою силу и жизнеспособность. Только когда женщин будут почитать так, как они того заслуживают, только тогда мы сможем создать мир света и понимания.

     Женщины могут исполнять все задачи так же хорошо, как и мужчины, и, возможно, даже лучше. Женщины обладают силой воли и творческой энергией, которые позволяют им выполнять любой тип работы. Амма может говорить об этом, основываясь на Её собственном опыте. Какой бы ни была форма деятельности, женщины могут достигать экстраординарных высот, и это особенно верно в отношении духовного пути. Женщины обладают чистотой ума и интеллектуальными способностями для достижения этого. Но во всём том, что они предпринимают, начало должно быть положительным. Если начало хорошее, то середина и завершение автоматически будут хорошими, при условии что у человека имеются терпение, вера и любовь. Неправильное начало, построенное на дефектном фундаменте, является одной из причин того, почему женщины терпят так много неудач в жизни. Женщины не только должны иметь равный статус с мужчинами в обществе; проблема заключается в том, что женщинам предоставляют плохое начало в жизни из-за неправильного понимания и недостатка надлежащего осознания. В результате женщины пытаются достичь завершения без преимущества наличия начала.

     Если мы хотим научиться читать латинский алфавит, мы должны начать с ABC (первые три буквы этого алфавита, которые на английском также означают "азбука"), а не с XYZ (последние три буквы алфавита). И что такое ABC (азбука) женщин? Что является самой основой сути женщины, её существования? Это – её врожденные качества, неотъемлемые принципы материнства. Какую бы сферу деятельности женщина ни выбирала, она не должна забывать эти добродетели, которыми Бог или Природа милостиво одарили её. Женщине следует исполнять все свои действия, твёрдо укоренившись в самой основе этих качеств. Так же, как ABC – начало латинского алфавита, так и качество материнства – основа женщины. Она не должна упускать эту ключевую часть себя при переходе на другие уровни.

     У женщин имеется много способностей, которые обычно не свойственны мужчинам. Женщина обладает способностью разделять себя на многое. В противоположность мужчинам, женщины способны делать несколько вещей одновременно. Даже если женщина должна разделять себя и делать много различных вещей одновременно, она одарена способностью выполнять все действия очень прекрасно и совершенно. Даже в своей роли матери женщина способна проявлять много различных аспектов своей сущности – она должна быть сердечной и нежной, сильной и защищающей, а также требовать неукоснительного соблюдения дисциплины. Редко мы наблюдаем этот вид слияния качеств в мужчинах. Таким образом, фактически женщины обладают большей ответственностью, чем мужчины. Женщины держат бразды целостности (честности) и единства в семье и в обществе.

     Ум мужчины легко отождествляется с его мыслями и действиями. Мужскую энергию можно сравнить со стоячей водой; она не течёт. Ум и интеллект мужчины обычно увязает в той работе, которую он делает. Мужчинам трудно перемещать свои умы с одного центра внимания на другой. Из-за этого профессиональная жизнь и семейная жизнь у многих мужчин смешиваются. Большинство мужчин не в состоянии разделить эти две вещи. Женщины, с другой стороны, обладают врождённой способностью делать это. Приносить свою профессиональную "маску" домой и вести себя соответственно в своих отношениях с женой и детьми – глубоко укоренившаяся тенденция мужчины. Большинству женщин ведомо то, как разделять свою семейную и профессиональную жизнь.

     Женская энергия, или энергия женщины, текуча подобно реке. Это позволяет женщине легко быть матерью, женой и хорошим другом, наделяющим своего мужа уверенностью. Она обладает особым даром быть гидом и советником всей семьи. Женщины, имеющие работу, более чем способны к достижению успеха также и на своём рабочем месте.

     Сила врождённого материнства женщины помогает ей находить глубокое чувство покоя и гармонии внутри себя. Это позволяет ей созерцать и реагировать одновременно; в то время как мужчина имеет тенденцию меньше созерцать и больше реагировать. Женщина может выслушивать стенания других людей и отвечать с состраданием; но, при этом, когда она сталкивается с испытанием, она может справиться с ситуацией и отреагировать столь же сильно, как и любой мужчина.

     В сегодняшнем мире всё загрязняется и делается неестественным. В этом окружении женщине следует уделять дополнительное внимание тому, чтобы её качества материнства – её неотъемлемая природа как женщины – не оказались загрязнёнными и искажёнными.

     В глубине души каждой женщины есть нечто от мужчины, и в глубине души каждого мужчины есть нечто от женщины. Эта истина была осознана в медитации великими святыми и провидцами ещё в древние времена. Именно это послание содержится в концепции Ардханарешвары (божественной фигуры Шивы-Шакти, левая половина тела которой – женская, а правая – мужская) в индуизме. Независимо от того, женщина вы или мужчина, ваша подлинная человеческая природа проявится только тогда, когда женские и мужские качества внутри вас будут сбалансированы.

     Мужчины также очень сильно пострадали в результате изгнания женского принципа из мира. Из-за притеснения женщин и подавления женского аспекта внутри мужчин жизнь мужчин стала раздробленной и дезинтегрированной, и зачастую мучительной. Мужчины также должны пробудить свои женские качества. Они должны развивать сочувствие и понимание в своём отношении к женщинам и в тех сферах, в которых они соприкасаются с этим миром.

     Статистика показывает, что мужчины – не женщины – совершают подавляющее большинство преступлений и убийств в этом мире. Имеется также глубокая связь между тем, как мужчины уничтожают Матерь Природу, и их отношением к женщинам. Природа должна занимать столь же важное место в наших сердцах, что и наши собственные биологические матери.

     Только любовь, сострадание и терпение – основополагающие качества женщин – могут уменьшать агрессивные, сверхактивные по своему существу тенденции мужчин. Точно так же имеются женщины, которые нуждаются в мужских качествах для того, чтобы их добрая и нежная природа не сковывала их действия.

     Женщины – это энергия и сама основа нашего существования в мире. Когда женщины теряют контакт со своей подлинной сущностью, тогда исчезает гармония мира, и начинается разрушение. Поэтому для женщин всего мира жизненно важно приложить все свои усилия к тому, чтобы заново раскрыть свою исконную природу – ибо только тогда мы сможем спасти этот мир.

Ардханарешвара – форма Шива-Шакти
Ардханарешвара –
форма Шива-Шакти

     То, в чём действительно нуждается сегодняшний мир – это сотрудничество между мужчинами и женщинами, основанное на твёрдом восприятии единства в семье и обществе. Войны и конфликты, все страдания и недостаток мира в современном мире несомненно уменьшатся в значительной степени, если женщины и мужчины начнут сотрудничать и поддерживать друг друга. До тех пор, пока не будет восстановлена гармония между мужским и женским началами, между мужчинами и женщинами, мир будет оставаться не больше, чем призрачной мечтой отдалённого будущего.

     В мире имеются два типа языка: язык интеллекта и языка сердца. Язык сухого, рационального интеллекта предпочитает спорить и нападать. Агрессия – его природа. Он – вполне мужской, лишённый любви и какого-либо чувства привязанности. Он говорит: "Я не просто прав, а вы – неправы, но я также должен доказать это любой ценой так, чтобы вы признали мою правоту и подчинились мне". Управление другими и превращение их в марионеток, которые пляшут под их дудку, типично для тех, кто говорит на этом языке. Они стремятся навязывать свои представления другим. Их сердца закрыты. Они редко считаются с чувством кого-либо ещё. Их интересует только их собственное эго и их неискреннее представление о победе.

     Язык сердца, язык любви, который связан с женским принципом, является совершенно другим. Те, кто говорят на этом языке, не заботятся о своих эго. Им неинтересно доказывать, что они правы, или что кто-либо другой неправ. Они проявляют глубокий интерес по отношению к своим собратьям и желают помогать, поддерживать и возвышать других. Само их присутствие вызывает трансформацию. Они – дарители осязаемой надежды и света в этом мире. Те, кто оказываются рядом с ними, рождаются заново. Если такие люди говорят, то это не для того, чтобы читать лекции, производить впечатление или спорить – это проявление истинной общности сердец.

     Подлинная любовь не имеет ничего общего с вожделением или эгоцентричностью. В настоящей любви важны не вы – в ней важны другие. В любви другая личность – это не ваш инструмент исполнения ваших эгоистичных желаний; вы – инструмент божественного начала, устремлённый совершать добрые дела в мире. Любовь не жертвует другими; любовь радостно отдаёт саму себя. Бескорыстна и самоотверженна – любовь, а не вынужденное бескорыстие женщин, которых отодвигают на задний план и с которыми обращаются так, как будто они – неодушевлённые объекты. В настоящей любви вы не чувствуете себя чем-то никчёмным; напротив, вы расширяетесь и становитесь единым со всем – всеобъемлющими, всегда наполненными блаженством.

     К сожалению, в сегодняшнем мире преобладает именно язык интеллекта, а не язык сердца. Эгоизм и глаза вожделения – не любви – доминируют в мире. Узколобые люди влияют на людей с более слабыми умами и используют их для достижения своих эгоистичных целей. Древние учения мудрецов были искажены, чтобы соответствовать узким рамкам эгоистичных желаний мужчин. Концепция любви была искажена. Вот почему мир наполнен конфликтами, насилием и войной.

     Женщина – творец человеческой расы. Она – первый Гуру, первый гид и наставник человечества. Подумайте о тех огромных силах – как позитивных, так и негативных – которые отдельно взятый человек может запустить в этот мир. Каждый из нас оказывает далеко идущее влияние на других не зависимо от того, осознаём ли мы это или нет. Ответственность матери в том, что касается её влияния на её детей и того вдохновения, которым она их наделяет, не может недооцениваться. Вполне справедлива поговорка о том, что за каждым успешным мужчиной стоит сильная женщина. Где бы вы ни видели счастливых, безмятежных личностей; где бы вы ни видели детей, наделённых благородными качествами и добрым нравом; где бы вы ни видели мужчин, демонстрирующих огромную стойкость, когда они сталкиваются с неудачей и неблагоприятными ситуациями; где бы вы ни видели людей, обладающих глубоким пониманием, сочувствием, любовью и состраданием к мукам других, и которые отдают себя другим – во всех этих случаях вы обычно найдёте великую мать, которая вдохновила их на то, чтобы они стали теми, кто они есть.

     Матери – это те, кто наиболее способны сеять семена любви, всеобщего родства и терпимости в умах людей. Между матерью и ребёнком существует особая связь. Внутренние качества матери передаются ребёнку даже через её грудное молоко. Мать понимает сердце своего ребёнка; она изливает свою любовь на ребёнка, преподает ему или ей позитивные уроки жизни и корректирует ошибки ребёнка. Если вы пройдёте по полю мягкой зелёной травы несколько раз, вы легко протопчете тропинку через него. Хорошие мысли и позитивные ценности, которые мы взращиваем в наших детях, останутся с ними навсегда. Легко формировать характер ребёнка, возраст которого ещё совсем маленький, и намного более трудно делать это, когда ребёнок уже вырастает.

     Однажды, когда Амма давала даршан в Индии, некий юноша подошёл к Ней. Он жил в той части страны, которая подвергалась разрушительному действию терроризма. Люди в той местности много страдали из-за частых убийств и грабежей. Он сказал Амме, что он был лидером одной молодёжной группы, которая выполняла много социальной работы в той местности. Он взмолился к Амме: "Пожалуйста, надели тех террористов, которые столь полны ненавистью и насилием, правильным пониманием. А сердца всех тех, кто столкнулся со столь многими злодеяниями и пострадал так много, пожалуйста, наполни духом прощения. Иначе ситуация будет только ухудшаться, и насилию не будет конца".

     Амма была очень рада услышать его просьбу о мире и прощении. Когда Амма спросила его, что заставило его вступить на путь социальной деятельности, он ответил: "Моя мать вдохновила меня на это решение. Дни моего детства были тёмными и ужасающими. Когда мне было шесть лет, я видел своими собственными глазами, как мой миролюбивый отец был жестоко убит террористами. Моя жизнь была разрушена. Я был наполнен ненавистью, и всё, чего я хотел – это месть. Но моя мать изменила моё отношение. Всякий раз, когда я говорил ей, что когда-нибудь я отомщу за смерть моего отца, она говорила: "Сын, твой отец вернётся к жизни, если ты убьёшь тех людей? Посмотри на свою бабушку – насколько она всегда печальна. Посмотри на меня – насколько трудно мне сводить концы с концами без твоего отца. Или же посмотри на себя – насколько печален ты из-за того, что твоего отца нет рядом с тобой. Хочешь ли ты, чтобы ещё больше матерей и детей страдали так, как страдаем мы? Глубина этой боли будет для них такой же. Попытайся простить убийцам твоего отца их ужасные дела и распространяй весть любви и всеобщего родства вместо этого". Когда я вырос, люди пытались заставить меня вступить в различные террористические группировки, чтобы отомстить за смерть моего отца. Но семена прощения, посеянные моей матерью, принесли плоды, и я отказался. Я дал некоторым юношам тот же совет, который моя мать дала мне. Он изменил сердца многих людей, которые после этого присоединились ко мне, чтобы служить другим".

     Любовь и сострадание, а не ненависть, которые этот мальчик решил изливать в мир, проистекают из неистощимого источника любви его матери.

     Именно так – через влияние, которое мать оказывает на своего ребёнка – она влияет на будущее мира. Женщина, которая пробудила своё врождённое материнство, создаёт рай на земле везде, где бы она ни находилась. Только женщины могут делать этот мир безмятежным и счастливым. И поэтому тот, кто качает колыбель младенца – это тот, кто держит светильник, озаряя мир светом.

     Мужчины никогда не должны препятствовать продвижению женщины к её законному положению в обществе. Они должны понять, что обильный вклад женщин в этот мир жизненно важен. Мужчины должны уйти с её пути; даже не так – они должны подготовить ей путь, сделать её продвижение вперёд более гладким.

     Женщина, со своей стороны, должна думать о том, что она может дать обществу, а не о том, что она может получить от него. Это отношение непременно поможет ей прогрессировать. Следует подчеркнуть, что женщине не нужно получать или брать что-либо от кого-либо. Она нуждается просто в пробуждении. Тогда она будет способна внести всё, что она ни пожелает дать обществу, и она получит всё, в чём она нуждается.

     Вместо того чтобы одряхлеть, проведя свою жизнь внутри четырёх стен кухни, женщины должны выйти и поделиться с другими тем, что они должны дать, и достичь своих целей в жизни. Сегодня, когда соперничество и гнев повсюду являются нормой, именно терпимость и толерантность женщин создаёт всю ту гармонию, которая, так или иначе, имеет место в мире. Так же, как замкнутая электрическая цепь зависит от наличия как положительного, так и отрицательного полюсов, протекание жизни во всей её полноте зависит от наличия и вклада как женщин, так и мужчин. Только когда женщины и мужчины будут дополнять и поддерживать друг друга, только тогда их внутренняя природа сможет раскрыться во всей её полноте.

     В целом сегодняшние женщины живут в мире, приспособленном мужчинами для мужчин. Женщинам не нужен такой мир; им следует установить свою собственную самобытность и, таким образом, обновить общество. Но они должны помнить о подлинном значении свободы. Это не лицензия на то, чтобы жить и вести себя так, как вздумается, без учёта последствий для других; эта свобода не подразумевает, что жёны и матери должны сбежать от своих семейных обязанностей. Свобода и возвышение женщины должны начинаться внутри неё самой. Также для того, чтобы шакти, или чистая энергия, пробудилась и воспряла в женщине, она вначале должна осознать свои слабости. Тогда она сможет преодолеть их посредством своей силы воли, бескорыстного служения и духовной практики.

     В процессе борьбы за восстановление своего законного положения в обществе женщины никогда не должны забывать о своей основополагающей природе. Эту тенденцию можно наблюдать во многих странах, но она никогда не поможет женщинам достичь подлинной свободы. Её нельзя достичь через подражание мужчинам. Если сами женщины отвернутся от женского принципа, то это приведёт к полному крушению женщин и общества. В этом случае проблемы мира не только не будут решены, но и станут ещё более острыми. Если женщины отвергнут свои женские качества и попытаются стать подобными мужчинам, взращивая только мужские качества, то дисбаланс в мире только станет ещё большим. Это не то, чего требует время. Реальная потребность заключается в том, чтобы женщины вносили в общество всё то, что они могут, развивая своё всеобщее материнство наряду со своими мужскими качествами.

     До тех пор, пока женщины не станут прилагать усилия к пробуждению, они, в каком-то смысле, сами будут ответственны за создание своего собственного ограниченного мира.

     Чем больше женщина отождествляется с внутренне присущим ей материнством, тем больше она пробуждается к той шакти, или чистой энергии-силе. Когда женщины станут развивать эту силу и энергию внутри себя, тогда мир начнёт всё больше и больше прислушиваться к их голосам.

     Много достойных одобрения индивидуумов и организаций, подобных ООН, поддерживают прогресс женщин. Эта конференция – ещё одна возможность для нас построить фундамент для этого прогресса. Амма хотела бы поделиться несколькими предложениями.

     1. Религиозные лидеры должны прилагать все усилия к тому, чтобы вести своих последователей обратно к истинной сущности духовности и, в свете этого, осуждать все типы притеснения женщин и насилия по отношению к ним.

     2. ООН должна принять участие и обеспечивать создание безопасных убежищ для женщин и детей в тех военных зонах и местах межобщинных столкновений, где они особенно подвергаются преследованию.

     3. Все религии и нации должны осудить такие позорные практики, как аборты и убийство новорождённых, а также нанесение вреда женским половым органам (стерилизацию и т.п.).

     4. Детский труд должен быть отменён.

     5. Система приданых должна быть отменена.

     6. ООН и лидеры всех наций должны обострить свои усилия в области прекращения торговли детьми и сексуальной эксплуатации молодых девушек. Правовые последствия такого поведения должны служить эффективными средствами устрашения.

     7. Число изнасилований, происходящих во всём мире, поражает. И тот факт, что в некоторых странах наказываются именно жертвы изнасилований, является непостижимым. Разве мы можем быть безучастными зрителями и просто смотреть на это?

     Следует прилагать согласованные международные усилия по обучению молодых мужчин с целью положить конец изнасилованиям и другим формам насилия против женщин.

     8. Достоинство женщин уязвляется рекламой, в которой с ними обращаются как с сексуальными объектами. Мы не должны допускать этой эксплуатации.

     9. Религиозные лидеры должны вдохновлять своих последователей делать бескорыстное служение неотъемлемой частью своей жизни.

     Сущность материнства не ограничивается женщинами, которые дали рождение новым живым существам; это принцип, присущий как женщинам, так и мужчинам. Эта сущность – склад ума. Она – любовь, и эта любовь – само дыхание жизни. Никто не скажет: "Я буду дышать только тогда, когда я буду вместе с моей семьёй и друзьями; я не буду дышать перед моими врагами". Точно так же для тех, в ком материнство пробудилось, любовь и сострадание к каждому являются такой же частью их существа, как и дыхание.

     Амма полагает, что грядущая эпоха должна быть посвящена пробуждению целительной силы материнства. Это – единственный способ претворить в жизнь нашу мечту о мире и гармонии для всех. И этого можно достичь! Это полностью зависит от нас. Давайте помнить об этом и продвигаться вперёд.

     Амма хотела бы поблагодарить всех тех, кто занимался организацией этой встречи на высшем уровне. Амма глубоко благодарна вам за ваши усилия, направленные на достижение мира во всём мире. Пусть семена мира, которые мы сегодня сажаем здесь, принесут плоды для всех.


Ом
Асато ма садгамайа
Тамасо ма джйотиргамайа
Мритйор ма амритам гамайа
Ом шанти шанти шантих

Ом
От неистины к Истине веди,
От тьмы к Свету веди,
От смерти к Бессмертию веди.
Ом, мир, мир, мир.


 


Речь Аммы по случаю получения награды Ганди-Кинга

Произнесена при получении награды Ганди-Кинга за ненасилие за 2002 г.

     Амма преклоняется перед всеми вами – истинными воплощениями всевышней любви и чистого сознания.

     Эта награда учреждена в память о любви к двум великим личностям – Махатме Ганди и преподобному Мартину Лютеру Кингу. В связи с этим событием молитва Аммы состоит в том, чтобы все те люди, которые молятся и действуют на благо мира во всём мире, обретали больше силы и вдохновения, и чтобы всё больше и больше людей действовало на благо мира во всём мире. Амма получает эту награду от их имени. Жизнь Аммы служит подношением миру, и поэтому Она не претендует ни на что.

     И Махатма Ганди, и преподобный Мартин Лютер Кинг мечтали о мире, в котором люди признаваемы и любимы как человеческие существа без предубеждений любого рода. Вспоминая их, Амма также говорит вам о видении будущего мира.

     У Аммы тоже есть мечта. Это видение мира, в котором женщины и мужчины прогрессируют вместе, мир, в котором все мужчины уважают тот факт, что, как два крыла птицы, женщины и мужчины имеют равную ценность, поскольку без их совершенного баланса человечество не может прогрессировать.

     Д-р Кинг был храбрым как лев, и всё же в своём сердце он был нежным, как цветок. Он рисковал своей жизнью ради любви, равенства и других благородных идеалов, которые он поддерживал. Он должен был бороться с огромной настойчивостью против людей его собственной страны. И Махатма Ганди не только проповедовал. Он применял свои слова на практике. Он посвятил всю свою жизнь миру и ненасилию. Даже хотя он мог стать премьер-министром или президентом Индии, Ганди отказался, поскольку у него не было какого-либо желания известности или власти. Фактически в полночь, когда Индия была объявлена независимой страной, Ганди нашли утешающим жертв затронутой восстанием области.

     Легко разбудить кого-то, кто спит. Вы просто потрясите человека раз или два. Но вы можете трясти человека, который симулирует сон, хоть сто раз, и это не будет иметь никакого эффекта. Большинство людей относится к последней категории. Сейчас пора всем нам действительно пробудиться. До тех пор, пока низменные животные тенденции в людях не будут преодолены, наше видение будущего человечества не претворится в жизнь, и мир будет оставаться всего лишь отдалённой мечтой.

     Пусть у нас будут храбрость и настойчивость, порождаемые духовной практикой, для претворения в жизнь этой мечты. Чтобы это случилось, каждому из нас необходимо обнаружить и раскрыть наши врождённые качества веры, любви, терпения и самопожертвования ради всеобщего блага. Это именно то, что Амма называет истинным материнством.


Предисловие
Сила Материнства
Написано Свами Амритасварупанандой Пури

 

     Когда нации мира, сотрясённые вызванным первой мировой войной кровопролитием и конфликтом, взялись рука об руку, возник храм мира: Лига Наций. Её штаб-квартира находилась в Женеве в Швейцарии. В то время, когда нации конкурировали, чтобы продемонстрировать, кто был более могущественным, Лига была тем светочем, который показывал правящим классам и обычным людям путь к миру, и это и было её целью. Даже несмотря на то, что вторая мировая война положила конец Лиге Наций, нации мира объединились снова, и это собрание привело к формированию Организации Объединённых Наций.

     С 6-ого по 9-ое октября 2002 г. произошло ещё одно объединение наций в Женеве: встреча религиозных и духовных лидеров-женщин из всех уголков мира и от всех религий, организованная Глобальной мирной инициативой религиозных и духовных лидеров-женщин. Эта конференция была инициативой Саммита за мир во всём мире, проведённого в связи с наступлением нового тысячелетия двумя годами ранее в Организации Объединённых Наций в Нью-Йорке. Представители около 125 наций участвовали в этой Женевской инициативе.

     Шестого октября было два главных мероприятия: первое было проведено в гостинице "Beau-Rivage" ("Бо Риваж", или "Красивый берег") в сердце Женевы. Женщины собрались как единое сообщество, превосходящее границы религии, культуры, расы и языка. Объединённые в своём искреннем истовом желании достичь мира во всём мире, они молились и медитировали вместе – первый шаг на пути к миру.

     Около трёх часов Амма прибыла ко входу гостиницы "Beau-Rivage". Руководитель Глобальной мирной инициативы – г-жа Дена Мерриам, и генеральный секретарь Саммита за мир во всём мире, проведённого в связи с наступлением нового тысячелетия, – г-н Бава Джайн, ждали в холле, чтобы встретить Её. Они проводили Амму для встречи с представителями "Ruder Finn Group" ("Группы Рудера Финна") и американской компании по производству документальных фильмов "One Voice International", которые тут же стали брать у Неё интервью.

     "Если вообще существует путь к глобальному миру, то в чём он состоит?" Этот вопрос был от "Ruder Finn Group".

     Амма улыбнулась: "Это очень просто. Сначала перемена должна произойти внутри. Тогда весь мир изменится автоматически, и воцарится мир".

     Вопрос: "Перемена какого рода?"

     Амма: "Перемены, вызванные восприятием и усваиванием духовных принципов".

     Затем представитель "One Voice International" спросил Амму: "Что может быть сделано для того, чтобы изменить менталитет мужчин и общества, которое относится к женщинам как к нижестоящим?"

     "Женщина должна твёрдо держаться материнства, который неотъемлемо присущ ей". Ответ Аммы был столь свойственным для Неё.

     Вопрос: "Амма хочет сказать, что женщина не должна стремиться входить в другие сферы общества?"

     Амма: "Нет, Амма говорит, что женщинам следует стремиться входить во все сферы общества. Но, независимо от того, что женщина делает, ей следует иметь твёрдую веру в силу материнства. Действия, лишённые этого, в какой бы сфере они ни совершались, не только не будут помогать женщинам прогрессировать, но также будут и ослаблять их".

     В этих вопросах и ответах Амма предвещала речь, с которой Она выступила на следующий день во Дворцах наций. В ней Она разъяснила, что "Материнство" – это такое качество, которое мужчины и женщины могут – и воистину должны – развивать в равной мере:

     Любовь пробуждённого материнства – это любовь и сострадание, испытываемые не только к собственным детям, но и ко всем людям, животным и растениям, скалам и рекам – любовь, простирающаяся на всю природу, на все существа. Воистину, для женщины, в которой пробудилось состояние истинного материнства, все существа – её дети. Эта любовь, это материнство является божественной Любовью, и это – Бог.

     Интервью продолжилось:

     Вопрос: "Каково мнение Аммы об отношении мужчин в целом?"

     Амма: "Они также дети Аммы. Но даже сейчас им с трудом удаётся усваивать уважение и признание, которое они выказывают внешне своей жене, матери или сестре. В целом они больше верят во власть мускулов!"

     Эта Глобальная мирная инициатива была проведена спустя год с небольшим после разрушительных террористических актов 11 сентября 2001 г. Поэтому было вполне уместно, что следующее событие того первого вечера обратилось к тем ужасным временам. Г-жа Дебра Олсен из "One Voice International" представила Амме американскую пожарницу. Г-жа Олсен сказала: "Это Дженнифер. Она прибыла из Нью-Йорка. Дженнифер находилась во Всемирном торговом центре в день террористической атаки, помогая гасить огонь. Она всё ещё не оправилась полностью от шока той беды. Амме следует благословить её".

     Возможно, Амма думала о тяжёлом положении умерших в тот день тысяч беспомощных и невинных людей, ибо в Её лице и глазах ясно отражалась печаль. В то время как Амма с любовью обнимала Дженнифер и вытирала её слёзы, глаза Аммы также наполнились слезами. У многих из тех, кто наблюдал эту трогающую до глубины души сцену, глаза также наполнились слезами.

     Дженнифер привезла нечто странное с участка Всемирного торгового центра, ныне известного как "Эпицентр" ("Ground Zero"). Это было похоже на обломок бетона и ключ, оплавленный в аду разрушительного огня. Показывая их Амме, она сказала: "Я не знаю, почему я привезла их, но я должна была принести боль со мной. И я надеялась привезти это домой, чувствуя что-то другое. Я приехала сюда с таким большим количеством гнева в надежде обрести немного мира в моём сердце". Сказав это, она преподнесла эти ужасные сувениры Амме. Амма с уважением приняла их и, поднеся их к Своему лицу, поцеловала их.

     Затем Дебра Олсен спросила Амму: "Дженнифер не верит в Бога или в какую-либо религию. Но у неё имеется любовь и сострадание к страдающим. Нужно ли ей молиться какому-либо Богу?"

     Амма ответила: "Бог – это любовь и сострадание к страдающим. Если имеется такое сердце, то нет никакой нужды молиться Богу".

     Было задано много других вопросов. Прекрасные в своей простоте ответы проистекали из Аммы.

     Когда интервью с Дженнифер завершилось, известная голливудская актриса Линда Эванс пришла для встречи с Аммой. Её переполняла радость, когда она увидела Амму. "Я слышала так много о Вас. Только теперь мне удалось встретиться с Вами. Какое благословение!" – сказала г-жа Эванс.

     Она пристально смотрела на Амму в течение некоторого времени. Затем она спросила: "Какова цель божественного материнства?"

     Амма: "Это отношение ума – способность расширяться".

     Г-жа Эванс: "Как мы достигаем этого?"

     Амма: "Оно не отличается от нас. Равно как это не что-то такое, что должно быть получено извне. Эта сила находится внутри. Когда вы будете осознавать это, универсальное материнство будет спонтанно пробуждаться в вас".

     В это время Мать провели в другую комнату, где Она должна была встретиться с получателем награды Ганди-Кинга за прошлый год – женщиной, которая должна была вручать эту награду Амме следующим утром: всемирно известным приматологом д-ром Джейн Гудол. Между ними сразу же наступил глубокий резонанс. Казалось, что д-р Гудол никак не могла насытиться независимо от того, сколько бы объятий она ни получала от Аммы. Она сказала: "Вы настолько сладки, вне всяких слов!" После паузы она добавила: "И вне всяких сравнений".

     Д-р Гудол, которая провела 20 лет в африканских джунглях с животными, особенно с шимпанзе, с целью изучения и понимания их умов, затем спросила Амму: "Каково Ваше мнение о животных в отношении их способности понимать сердца людей и взаимодействовать с ними соответственно?"

     Амма: "Животные несомненномогут понимать человеческие сердца и действовать соответственно, возможно даже лучше, чем сами люди. Амма лично испытала это".

     После этого Амма поделилась с д-ром Джейн Гудол некоторыми из Её собственных переживаний в те годы, которые Она провела с природой и животными. Амма рассказала о собаке, которая приносила Ей пакеты с едой, об орле, который бросал сырую рыбу Ей на колени, о корове, которая выходила из хлева и стояла перед Ней таким образом, чтобы позволить Амме пить молоко непосредственно из её вымени, о попугае, который плакал, когда Амма пела грустные бхаджаны, и о голубях, которые танцевали перед Аммой, когда Она пела.

     После беседы с д-ром Джейн Гудол Амма встретилась и обнялась с другими людьми, находившимися в комнате – это были Бава Джайн, Дена Мерриам, камбоджийская принцесса Ратна Деви Нурдам и сопредседательница Мирной инициативы преподобная Джоан Кампбелл. Затем наступило время присоединиться к программе молитвы, проводившейся в бальном зале гостиницы.

     Амма провела молитву за мир во всём мире, повторив три раза "Локах самастах сукхино бхаванту" ("Пусть все существа во всех мирах будут счастливы"). Все повторили молитву вслед за Аммой. Прежде чем волны мантры мира утихли, Амма начала медитацию "Ма-Ом", ведя и поддерживая делегатов в этой практике в течение десяти минут. К тому времени, когда Она закончила молитву повторением "Нирванаштакам" Шри Шанкарачарьи, многие делегаты от различных наций могли ощущать благословение покоя, пульсирующего внутри.

     Вторым главным мероприятием дня было собрание всех участников конференции в Озёрном парке Английского сада. Когда Амма вошла, Её представили собранию и провели на подиум. В Своём послании мира Амма сказала: "То, что нужно каждому, – мир. Но большинство хочет быть царём. Никто не хочет быть слугой. Как тогда может быть мир? Разве тогда не будет только война и конфликт? Истинный слуга – настоящий царь. Молоко от чёрной коровы, белой коровы и коричневой коровы всегда белое, разве не так? Точно так же внутренняя сущность каждого человека – одна и та же. Мир и удовлетворённость – одни и те же для всех. Тем, кто желает обрестиих, следует действовать сообща". Когда Амма и ряд других делегатов Мирной инициативы завершили свои выступления, все делегаты повторили в унисон: "Мы не хотим войны вовсе. Мы не хотим преступлений. Мы хотим только мира!" Делегаты зажгли свечи и держали их высоко поднятыми, символизируя свет мира, который устраняет тьму войны и конфликтов. Держа свои свечи высоко поднятыми, участники, спикеры и члены аудитории затем расположились на лужайке таким образом, чтобы сформировать буквы слова "М-И-Р" на английском языке – "P-E-A-C-E". Поскольку очень многие люди хотели оставаться рядом с Аммой, фотографы (с соседней крыши) наконец решили добавить восклицательный знак после слова "МИР", поскольку Амма и сгрудившаяся вокруг Неё группа естественным образом сформировали точку!

     На следующий день было 7-ое октября, день главной сессии Инициативы. Когда Амма вошла в актовый зал Организации Объединённых Наций в 9 утра, Бава Джайн и Дена Мерриам уже были там, чтобы поприветствовать Её. Зал был набит духовными лидерами и наставниками, представляющими различные религии.

     Один за другим докладчики говорили о свободе женщин и тех социальных проблемах, с которыми сталкиваются женщины. Серьёзные ограничения, которые женщины вынуждены испытывать, предлагаемые решения и советы были красноречиво и ясно сформулированы и проанализированы без ненужной критики или затаённых чувств самомнения, которые столь часто всплывают при проведении некоторых мероприятий.

     Женщина и её материнство – это не две разные вещи; то, что они – одно, было доказано духом чистоты, которая преобладала в атмосфере. Смиренность организаторов и пунктуальность, с которой развёртывались дневные программы, были особенно примечательными.

     В 11 утра религиозные и духовные лидеры-женщины из Филиппин, Таиланда, Израиля, Китая, Афганистана и Руанды выступили очень кратко и при этом всё же пылко на тему "Женщины и их вклад в мир во всём мире". После этого г-жа Сьюзен Дейхим из Ирана выразила через песню всеобщую тоску по миру.

     В 11:20 утра Дена Мерриам появилась на подиуме. Взглянув на аудиторию, она улыбнулась и сказала: "Сейчас будет самая важная церемония этого мероприятия – вручение ежегодной награды Ганди-Кинга за ненасилие. Я почтительно прошу Шри Мату Амританандамайи Дэви подняться на сцену для получения этой награды".

     Аудитория зааплодировала с энтузиазмом, все встали и устроили Амме овацию, когда Она с Её характерным смирением и простотой встала со Своего места, поднялась по ступенькам на сцену и подошла к ожидающим Её сановникам, сложив Свои руки в традиционном индийском жесте уважения и почитания божественности, присутствующей во всех.

     Верховный комиссар по правам человека Организации Объединённых Наций его превосходительство Сергио Вьеира де Мелло поприветствовал Амму и сопроводил Её на сцену. Бава Джайн представил его Амме. В Своём обычном стиле Амма обняла его и с любовью поцеловала его руку. В ответ комиссар с любовью поцеловал обе руки Аммы.

     В течение следующих нескольких минут Бава Джайн обратился к собранию, рассказывая о предыдущих получателях награды Ганди-Кинга: Кофи Аннане (в 1999 г.), Нельсоне Манделе (в 2000 г.) и Джейн Гудол (в 2001 г.). Затем он пригласил д-ра Джейн Гудол представить Амму собранию и вручить Ей награду. Д-р Джейн Гудол сказала от всего сердца:

     Я полагаю, что это большая честь – разделить сцену с женщиной, которая столь замечательна и является самим воплощением совершенства. У Неё замечательная жизнь. Она бросила вызов традиции с самого начала. Родившись в бедной семье с кожей более тёмной, чем у Её братьев и сестёр, Она терпела плохое обращение со стороны Её семьи, и Её считали служанкой. Но Она начала осознавать присутствие Бога внутри Себя, и Она осознавала это присутствие настолько сильно, что стремилась протянуть руку помощи и поделиться Своей удачей с теми, кто был менее удачлив, чем Она. И снова, бросая вызов традиции, Она начала обнимать тех, кто нуждался в утешении, в то время как женщины, как предполагается, не должны дотрагиваться до незнакомцев. И Она уже принесла утешение Её замечательным объятием, которое я испытала вчера, более чем 21-ому миллиону человек – подумайте об этом – 21 миллиону человек! Но, помимо этого, Она создалаобширную сеть благотворительных организаций, в рамках которой существуют школы, больницы и приюты для детей-сирот, строятся дома для бедных – слишком много всего, чтобы говорить об этом здесь. И, наконец, снова бросая вызов традиции, Она была первым религиозным лидером, ставшим назначать женщин в качестве священников в традиционных храмах. Она полагает, что для Бога не существует различия между полами, и я верю в то, что Она стоит здесь перед нами, любовь Бога в человеческом теле.

     Когда д-р Джейн Гудол стала вручать Амме награду Ганди-Кинга за 2002 год, произошло огромное излияние эмоций. Делегаты поднялись со своих мест, аплодируя и приветствуя.

     Когда аплодисменты начали стихать, Бава Джайн пригласил Амму выступить на тему "Сила материнства". Вначале Амма решила сказать несколько слов в знак признательности за получение награды за ненасилие, которую Она только что получила. Она начала с выражения признательности Махатме Ганди и д-ру Мартину Лютеру Кингу (младшему), говоря, что эти два адвоката мира смогли достичь больших успехов, потому что у них имелась чистота сердца и сила всенародной поддержки. Амма рассказывала о тех, кто борется за мир во всём мире и удовлетворение нужд всех, говоря, что именно такие люди заслуживают эту награду, и что Она принимала её от их имени. Амма также молитвенно попросила, чтобы те, кто действуют во имя мира во всём мире, были благословлены ещё большей силой и храбростью. Амма напомнила делегатам:

     Махатма Ганди и преподобный Мартин Лютер Кинг мечтали о мире, в котором люди признаваемы и любимы как человеческие существа без предубеждений любого рода. Вспоминая их, Амма также говорит вам о видении будущего мира. Это видение мира, в котором женщины и мужчины прогрессируют вместе, мир, в котором все мужчины уважают тот факт, что, как два крыла птицы, женщины и мужчины имеют равную ценность, поскольку без их совершенного баланса человечество не может прогрессировать.

     С этими словами Амма перешла к Её программной речи:

     Женщины и мужчины равны в глазах Аммы. Амма хочет искренне изложить Свою позицию в отношении именно этого вопроса. Эти наблюдения не обязательно относятся к каждому, но они относятся к большинству людей. Женщины должны пробудиться и подняться! В настоящее время большинство женщин "спит". Пробуждение дремлющей энергии женщин – одно из наиболее неотложных требований эпохи.

     Фундаментальные истины проистекали из Аммы в течение следующих двадцати минут. Внутренняя и внешняя природа женщин; глубина, диапазон и самоналоженные ограничения умов женщин; те пути, посредством которых культурные реалии и отношения подавили женщин; бесконечная сила, скрытая внутри женщин... В то время как Амма обращалась ко всем этим проблемам с убедительной ясностью и пониманием, собрание слушало молча, задумчиво и внимательно. В эти моменты явная сила слов Аммы и присутствие Её универсального материнства были ощутимыми.

     К концу речи Амма прояснила, что это "универсальное материнство" – то качество, к развитию которого следует стремиться всем людям – как мужчинам, так и женщинам:

     Сущность материнства не ограничивается женщинами, которые дали рождение новым живым существам; это принцип, присущий как женщинам, так и мужчинам.

     Эта сущность – склад ума. Она – любовь, и эта любовь – само дыхание жизни. Никто не скажет: "Я буду дышать только тогда, когда я буду вместе с моей семьёй и друзьями; я не буду дышать перед моими врагами". Точно так же для тех, в ком материнство пробудилось, любовь и сострадание к каждому являются такой же частью их существа, как и дыхание.

     Амма полагает, что грядущая эпоха должна быть посвящена новому пробуждению целительной силы материнства. Это единственный способ претворить в жизнь нашу мечту о мире и гармонии для всех.

      – Когда Амма завершила Свою речь, всё собрание спонтанно встало и устроило Ей овацию.

     После того, как сессия закончилась, большое количество участников устремилось к великому чуду по имени Амма, чтобы взглянуть на Неё, соприкоснуться с Ней и получить Её даршан. Тем временем в другой части зала был безумный натиск делегатов, стремившихся получить копию речи Аммы.

     Посреди всего этого прибыл Бава Джайн и попросил Амму посетить сессию фотографирования с другими делегатами. Люди начали следовать плотным шлейфом вслед за Аммой везде, куда бы Она ни пошла, как пчёлы за пчелиной маткой. Г-ну Джайну пришлось туго, когда он пробирался к Амме через плотные толпы, теснящиеся вокруг Неё. Наконец, он сказал людям, находившимся вокруг Аммы: "Эй, Она также и моя Мать. Дайте мне шанс тоже!"

     Сопровождаемая преподобной Джоан Кампбелл, д-м Гудол, камбоджийской принцессой Ратной Деви Нурдам, Бавой Джайном и Деной Мерриам, Амма оставила актовый зал и вышла наружу. На веранде перед залом сопредседатель Глобальной мирной инициативы религиозных и духовных лидеров-женщин д-р Салеха Махмуд Абедин, женщина из Пакистана, ждала, чтобы встретить Амму. Как только она увидела Амму, д-р Абедин, исламская учёная и социалистка, подошла к Амме и поприветствовала Её. Амма обняла её с большой любовью. Когда она стояла, в то время как её голова была на плече Аммы, д-р Абедин тихо сказала: "Это такое великое благословение, что Вы здесь с нами сегодня".

     После сессии фотографирования Христианская радиовещательная корпорация попросила интервью.

     Вопрос: "Амма принимает людей, обнимая их. Может ли это объятие помочь обрести мир?"

     Амма: "Духовные принципы пробуждает не просто объятие, но кто-то, кто пробуждает их. Наша сущность – любовь. Мы живём для любви, не так ли? Где есть любовь, там нет никакого конфликта, только мир".

     Вопрос: "У Аммы имеются последователи во всём мире. Они все поклоняются Вам?"

     Амма: "Амма поклоняется им. Все они – Мой Бог. У Аммы нет Бога, Который бы жил на небесах. Мой Бог – это все вы, всё, что может быть узрето. Амма любит всех и каждого, и они любят Меня так же. Любовь течёт в обе стороны. В ней нет дуальности, только единство – чистая любовь".

     Воистину, это мистерия этого великого существа, притягивающего весь мир к Себе, это никогда не прекращающийся поток Реки Любви – энергия неописуемого универсального материнства.

Свами Амритасварупананда,
Амритапури, Керала


Amritapuri.org

     © 2002. Издано на английском языке:
     Миссия Маты Амританандамайи,
     Амритапури 690525, округ Коллам, Керала, Индия.
     Перевод с английского: Абхая, май 2004 г.


     Примечание: все права на публикацию этой речи принадлежат Миссии Маты Амританандамайи. Запрещено любое коммерческое использование текста этого выступления на любом языке сторонними лицами без письменного разрешения.


Послания Аммы

Мата Амританандамайи (Амма)