|
Часть 4
Воплощение духовного совершенства
Глава пятнадцатая
Мать как духовный Учитель
Кто считается совершенной личностью? Если задать этот вопрос современному молодому человеку, то он ответил бы, что идеальная личность – это статный очень влиятельный мультимиллионер или, возможно, высокопоставленный политический лидер; или же он упомянул бы имена нескольких романтически выглядящих кинозвёзд или игроков в крикет. Жаль, что сегодняшняя молодёжь не может представить себе общества без кино, политики и романа. Для них всё это – животворная сила. Но разве это имеет какое-либо отношение к нашей жизни и воспитанию характера? Что делает личность прекрасной и совершенной? Что добавляет сладости и привлекательности действиям человека? Какой фактор делает человека бессмертным и достойным восхищения? Упоминается ли он среди тех вышеперечисленных вещей? Зрелая наделённая проницательностью личность несомненно скажет: "Нет, абсолютно нет!" Тогда что же это за фактор? Если выразить это одним предложением, то это – совокупность внутренних добродетелей, которые, в свою очередь, проявляются как извечные добродетели через всё естество личности. Это именно то, что может быть испытано в присутствии Святой Матери Амританандамайи, прекрасном сочетании безусловной любви и блаженства.
Люди из различных слоёв общества – каждый согласно собственному уровню понимания и умственной зрелости – говорят по-разному о Святой Матери. Например, если вы спросите "Кто такая Мата Амританандамайи?" человека, чей интеллект всегда пребывает на грубом уровне, он скажет: "Она – экстраординарная женщина, Которая может исцелять ужасные и неизлечимые болезни простым прикосновением или взглядом". Он может также сказать: "Она также может решать ваши мирские проблемы и может легко выполнять все ваши желания". Если тот же самый вопрос задать человеку с более утончённым интеллектом, то он скажет: "О, Святая Мать действительно невероятна. Она может наделить вас многими психическими силами. Она мастер в телепатии и ясновидении. Превратить воду в панча-амритам и молоко для Неё – ничто. Все восемь мистических сил находятся в Её власти", – и так далее. Ответ истинного духовного подвижника на тот же самый вопрос был бы таким: "Мать – это Наивысшая Цель, Которую следует осознать подвижнику. Она – источник и поддержка истинных подвижников, и Она помогает им пересекать вечно меняющийся Океан метемпсихоза (переселения душ). Сама Её природа – любовь и сострадание; Она – подлинное подтверждение тех истин, которые выражены в Ведах и всех других религиозных текстах мира. Если вы примете прибежище у Её стоп, то несомненно, что Цель уже не за горами. Она – и Совершенный Учитель, и Великая Мать".
С точки зрения человека, который следует по пути преданности (бхакти-йоги), Святая Мать – идеальный пример истинной преданной. В Ней могут быть узреты различные аспекты Высшей Преданности, проявляющиеся беспрепятственно. Когда за Матерью наблюдает тот, кто следует по пути знания (джняна-йоги), он может осознавать Её как совершенного Знатока высшей Сущности в Её словах и делах. Для человека, который искренне следует по пути действия (карма-йоги), Святая Мать – непревзойдённая личность среди карма-йогов. Всё это – частичные представления разных людей, обусловленные ограниченным опытом и пониманием каждого из них. Но благодаря близкому общению и наблюдению, которое лишено предубеждений и допущений, может быть ясно постигнуто, что Святая Мать – совокупность и интеграция всего этого.
В языке малайялам имеется одна поговорка: "Терпеливый как Земля". Мать Земля выносит всё. Люди пинают её, плюют на неё, пашут её плугом, роют её и рассекают её поверхность киркомотыгой для культивации и других целей. Они даже строят стоэтажные здания на ней, но она терпеливо выносит всё. Она не жалуется. Она не презирает никого, но служит и питает всех наилучшим способом. Подобным образом Святая Мать выказывает огромное терпение в воспитании характера Её детей. Она терпеливо ждёт, пока ученики не станут достаточно зрелыми, чтобы их можно было дисциплинировать. До этого Она омывает их Своей бескорыстной любовью, прощая все ошибки, которые они могут совершать.
Если внимательно рассматривать долгую линию преемственности древних святых и мудрецов Индии и исследовать то, какие пути они выбирали для обучения и просветления своих учеников, то будет нетрудно понять уникальную природу взаимоотношений ученика и гуру, которые не могут быть наблюдаемы где-либо ещё в мире. Святая Мать говорит: "Поначалу Сатгуру (совершенный Учитель) не будет давать строгих предписаний своему ученику. Он будет просто любить его. Он привяжет ученика своей безусловной любовью. Созданное любовью гуру сильное воздействие сделает ученика пригодным для того, чтобы гуру работал над его васанами, или умственными тенденциями. Строгими и всё же любящими предписаниями гуру будет постепенно дисциплинировать и переформировывать личность ученика. В истинных взаимоотношениях гуру и ученика будет трудно различить, кто из них гуру, а кто – ученик, потому что гуру будет более смиренным, чем ученик, а ученик будет более смиренным, чем гуру". Поначалу гуру в дополнение к выказыванию большой любви к ученику может даже действовать согласно прихотям и капризам ученика до некоторой степени, но когда он находит, что ученик уже достаточно созрел, чтобы искренне приступить к духовной практике, тогда гуру постепенно начинает дисциплинировать его. Как только начинается дисциплинирование, несмотря на то, что учитель полон любви к своему ученику, который воистину подобен сыну или дочери для него или неё, учитель не будет слишком сильно выказывать свою любовь. Его единственная цель будет состоять в том, чтобы сделать ученика осознающим его собственную незапятнанную высшую Сущность. Другими словами, само дисциплинирование – это иной способ выражения любви учителя. Это истинная любовь, преобразующая ученика в чистый бриллиант.
Указывая на недостатки Своих детей и исправляя их, Святая Мать говорит: "Я подобна садовнику. Сад полон красочных цветов. Меня не просят заботиться о красивых цветах, которые никоим образом не дефектны, но Меня просят удалять насекомых и червей с одолеваемых сельскохозяйственными вредителями цветов и растений. Чтобы устранить этих насекомых, Я могу сдавливать лепестки и листья цветов, что доставляет боль, но это делается только для того, чтобы спасти растения и цветы от гибели. Таким же образом Мать всегда будет работать с уязвимыми местами Её детей. Процесс устранения причиняет боль, но он – для вашего блага. Добродетельные аспекты не нуждаются во внимании, но если ваши слабости не устраняются, то они уничтожат и ваши добродетели. Мои дети, вы можете думать, что Мать сердится на вас. Нисколько. Мать любит вас больше, чем кого-либо ещё, и именно поэтому Она делает все эти вещи. Мать не ожидает ничего, кроме вашего духовного прогресса".
Святую Мать никогда нельзя увидеть сидящей на царском троне и командующей Своими духовными детьми и преданными, веля делать то-то и то-то. Она предписывает и в то же самое время подаёт пример Своими действиями. Смирение и простота – отличительные знаки величия. Святая Мать – живой пример этого. Она смиреннее самого смиренного и проще самого простого. Она говорит о Себе: "Я – слуга слуг. Эта жизнь – для других. Счастье Её детей – это благосостояние и процветание Матери".
Святая Мать исповедует дивную методику отработки эго и других негативных тенденций Своих детей. Она всегда оказывается непобедимым воином. Мать Сама готовит поле сражения, чтобы проверить умственную зрелость и духовный прогресс Своих детей посредством создания подходящей ситуации. Не вызывая ни малейшего подозрения, Она заводит ученика на это поле. К тому времени, когда ученик начинает осознавать серьёзность ситуации, все внутренние недруги поднимают голову, и проницательный разум уступает место эмоциональному уму. В этот момент Святая Мать должным образом использует возможность устранить эгоизм Своих детей. Её могущественное оружие непременно поражает цель, и с течением времени негативные тенденции тех, кто ищет Её водительства, становятся всё слабее и слабее. Ниже приводится один из таких случаев.
Однажды несколько лет тому назад брахмачарин Нилу привёз портативную пишущую машинку из Тируваннамалая, где он ранее жил. Хотя Балу никогда не учился печатать на машинке, он взял лист бумаги и просто ради забавы напечатал: "Мать, сделай меня Своим рабом". Мать, Которая сидела рядом и разговаривала с Нилу, внезапно повернулась к Балу и спросила: "Сын, что ты печатаешь?" Соответственно Балу перевёл значение этого предложения на малайялам для Неё. Ничего не спросив и не сказав в связи с этим, Мать продолжила говорить с Нилу.
Через пятнадцать минут Мать сказала Нилу: "Я собираюсь послать Балу за границу". Для Балу было шоком услышать эти слова из уст Матери, поскольку он уже уволился с двух работ с намерением пребывания в присутствии Матери навсегда. "Что Ты сказала, Мать?" – с тревогой спросил он.
"Да, мы нуждаемся в деньгах, чтобы управлять ашрамом. Количество постоянных жителей увеличивается, и у нас нет никакого дохода, чтобы содержать их всех. Поэтому ты должен поехать и работать", – ответила Мать.
Этого было достаточно для Балу. Его внутренние недруги подняли свои капюшоны, и он с горячностью сказал: "Нет, я не хочу работать. Я не могу уйти отсюда. Я прибыл сюда, чтобы оставаться с Матерью, а не выполнять мирскую работу или зарабатывать деньги". Однако Мать продолжала настаивать, чтобы он поехал, пока его гнев не перешёл все границы. Его негативные тенденции были готовы напасть.
Внезапно мягким голосом Мать сказала: "Сын, что ты напечатал всего несколько минут назад? Если ты хочешь стать слугой Бога, ты должен предать всё, что у тебя есть, к Его Стопам. Если ум не чистый, Бог не будет пребывать в твоём сердце. Стать слугой Бога означает принимать всё происходящее – хорошее и плохое, благоприятное и зловещее – с равно невозмутимым умом. Смотри на всё как на Волю Бога. Сын, Я не хочу твоего богатства. Когда Я вижу вас рыдающими и взывающими к Богу, Я очень счастлива, и Моё сердце переполняется и устремляется к вам". Как только Она произнесла последнее слово, Она погрузилась в божественное состояние сознания. Слёзы катились по Её щекам, и Её тело стало неподвижным. Это продолжалось в течение часа, после чего Она медленно вернулась к восприятию этого мира.
Ум Балу был полон раскаяния. Он припал к Её стопам и умолял Её простить его. Он взмолился: "Мать, пожалуйста, очисти моё сердце. Избавь меня от всех нечистых мыслей и действий. Сделай меня совершенным инструментом в Твоих руках". Она утешила его и сказала: "Сын, не волнуйся. Ты пришёл к Матери, и теперь Она ответственна за то, чтобы заботиться о тебе и делать тебя совершенным". Услышав эти слова, Балу ощутил себя наполненным покоем и радостью.
Святая Мать однажды сказала: "Дети, вы счастливы, если у Матери всегда улыбка на лице. Если Мать скажет что-то против вашего желания, то вы будете думать, что у Матери нет любви к вам, но это не так. Мать всегда пытается сделать вас сильнее. Чтобы укрепить вас духовно, все умственные слабости должны быть устранены. Чтобы достичь этой цели, иногда Она будет демонстрировать гнев внешне. Иногда это необходимо, чтобы учить вас. Рассмотрим в качестве примера корову, которая оживлённо поедает нежные листья молодого кокосового деревца. Будет недостаточно сказать: "Дорогая корова, пожалуйста, не ешь нежные листья. Растение зачахнет". Корова несомненно не сдвинется с места ни на сантиметр. Но если вы возьмёте длинную палку и закричите на неё: "Иди отсюда, уходи прочь!", корова немедленно прекратит свои проделки. То же самое истинно и в случае с демонстрацией Матерью гнева. Дети, Мать ни на йоту не гневается на вас. Всегда помните, что у Матери нет никаких эгоистичных мотивов, и что Она действует только ради вашего духовного прогресса. Если Мать всегда будет выказывать вам Свою любовь и нежность, тогда вы не будете смотреть внутрь в поисках своей истинной Сущности. Дети, если говорить о мирском человеке, то для него будет достаточным заботиться о своих жене и детях, но истинный саньясин, с другой стороны, должен взваливать на свои плечи бремя всего мира. Поэтому вы должны расти и становиться более сильными".
В одном случае после обычного даршана Мать смогла удалиться на покой только примерно в четыре часа утра. После того, как Она вошла в Свою хижину, закрыла дверь и легла отдыхать, один ашрамит как обычно лёг спать перед Её комнатой, чтобы гарантировать, что никто не потревожит Её, войдя в комнату. Как раз в это время одна девушка, которая опоздала на автобус и прошла пешком весь путь от Квилона – расстояние в тридцать пять километров – добралась до ашрама, стремясь получить благословения Матери. Когда она узнала, что Мать уже легла спать, она упала духом, но всё же с проблеском надежды она громко позвала Мать пару раз. Услышав голос девушки, ашрамит, который лежал перед дверью Матери, встал и отругал девушку за то, что она тревожит Мать, и даже попросил её покинуть это место. В этот самый момент Мать, Которая могла понимать происходящее, открыла дверь и вышла навстречу преданной. Участливо расспросив её, Мать утешила её и уверила в разрешении стоящих перед ней проблем.
Повернувшись к тому, кто спал перед Её дверью, Мать сказала серьёзным тоном: "Я здесь не для наслаждения каким-либо отдыхом или комфортом, а для служения другим и облегчения их страданий. Их счастье – это Моё счастье. Я не нуждаюсь в чьих-либо услугах. Я здесь для того, чтобы служить всем. Я должна быть вольна встречаться с любым в любое время. Я не буду позволять никому препятствовать Мне встречаться с преданными, которые приходят ко Мне в поисках утешения и помощи. Знаешь ли ты, с какими большими трудностями они добираются до этого места со своими скудными сбережениями только для того, чтобы поделиться со Мной наболевшим и облегчить свои страдающие сердца? Если ты повторишь эту грубость и будешь пытаться навязывать Мне правила о том, что Я могу принимать преданных только в такое-то и такое-то время, то Я распущу эту организацию. Я не хочу никакой миссии, если она не ставит своей целью служение страдающему человечеству. Миссия должна быть предназначена для служения". Сказав это, Она запретила этому ашрамиту и всем другим жителям ашрама спать перед Её хижиной.
В другом случае одну больную женщину, которая пришла в ашрам за советом Матери, вырвало на одеяние Матери. Одна из девушек-ашрамиток, которая лично заботилась о нуждах Матери во время даршана, подхватила запачканную шаль палкой, чтобы передать её для стирки. Увидев это, Мать отругала девушку, сказав: "Если ты не способна видеть единую божественность во всех и служить всем одинаково, тогда какая польза от всех этих долгих лет медитации и служения? Есть ли какая-то разница между Мной и этой больной женщиной?" Произнеся эти слова, Мать Сама взяла эту ткань и выстирала её, запретив этой девушке заботиться о Её нуждах во время даршана в течение нескольких последующих дней.
Само простое присутствие Святой Матери вдохновляет преданных. Она может вдохновлять их и давать им силу делать всё и вся в любое время. Например, если в ашраме необходимо выполнить какую-то работу, такую как перенос кирпичей, песка и других материалов для нужд строительства или даже опорожнение нижней камеры канализационного отстойника, уборки территории ашрама или помощи каменщикам в приготовлении раствора и т.д., жители ашрама бегали бы туда и сюда, пытаясь собрать нескольких преданных для оказания помощи в работе. Иногда это могло быть в три или четыре часа утра, когда бхава-даршан только закончился, и все преданные уже были готовы лечь спать. Неожиданно Святая Мать приходила туда, где должна была быть выполнена та или иная работа. Она всегда начинала работу первой. Несмотря на тот факт, что Она сидела с шести часов предыдущего вечера до трёх или четырёх часов утра, Она казалась работающей с большой бодростью и энтузиазмом. Очень скоро разносилась весть, что Мать носит кирпичи, воду или что-то там ещё, и к этому месту со всех сторон сбегались преданные. Самым интересным было то, что работа, которая обычно занимает шесть или семь часов, выполнялась в течение часа или двух.
Чтобы преданные не замечали напряжения работы, Святая Мать вызывала смех у преданных Своим большим чувством юмора и даже разводила костёр около места работы, делая напитки и жаря арахис для всех работавших, и Сама раздавала их Своим преданным. Посреди работы Святая Мать давала всем предписание, говоря: "Дети, когда вы заняты какой-то работой, всегда старайтесь повторять вашу мантру или петь песни преданности Господу. Только те действия считаются реальными, которые совершаются в духе преданности Господу, и тогда действие (карма) становится йогой. Иначе это будет карма-бхога".
"Даже когда гопи Вриндавана отправлялись продавать молоко, пахту и т.д., они взывали "Кришна, Мадхава, Ядава, Кешава..." Даже на кухне они записывали на листочках различные имена Кришны и прикрепляли их ко всем ёмкостям со специями и другими продуктами. Они также выполняли обязанности домохозяек. Они никогда не сидели праздно, но всегда удерживали форму Кришны в своих сердцах и Его божественные имена на своих устах. Дети, стремитесь быть подобными им".
Какие бы вопросы ни задавались Святой Матери, и кто бы ни задавал их, будь он теистом, атеистом, рационалистом или антагонистом, Она мягко, спокойно и с любовью отвечает на них, не обижая этих людей и не умаляя их идеи. Например, однажды один молодой человек посетил ашрам и сказал Святой Матери: "У меня вообще нет веры в духовную философию и духовных учителей. Не лучше ли служить человечеству? Множество людей страдают от бедности и голода. Что эти так называемые спиритуалисты делают для них? Разве они просто-напросто не тратят впустую своё время в праздном сидении?"
Святая Мать спокойно ответила: "Сын, то, что ты говоришь, правильно. Конечно же, служение человечеству важно. Жизнь истинного духовного подвижника должна быть посвящена этому. Мать полностью согласна с этой твоей точкой зрения. Но что такое реальное служение? Реальное служение – это оказание помощи без ожидания чего-либо взамен. Кто поступает так? Если у кого-то имеется намерение помочь бедному семейству, то, несомненно, за этим стоит некий эгоистичный мотив. Каждый гоняется за славой и известностью. Мать знает, что духовный совет не удовлетворит голод человека, ввергнутого в нищету. Мы должны иметь сострадание и любовь к таким людям. Реальные сострадание и любовь придут только в результате практики духовности. Мы должны иметь высокий идеал в нашей жизни. Мы должны быть готовы жертвовать всем, чтобы поддерживать этот идеал. Это подлинная духовность. Одна только раздача пищи не решит ничьей проблемы. Человек захочет пищу снова. Поэтому лучший способ состоит в том, чтобы помогать другим и внешне, и внутренне, то есть кормить их и в то же самое время заставлять их осознавать необходимость внутреннего развития. Это возможно только через духовное образование. Этот вид служения поможет человеку вести счастливую и сбалансированную жизнь при любых обстоятельствах, даже если он голодает. В действительности духовность – это то, что учит нас способам ведения совершенной жизни в этом мире. Сын, всё зависит от ума. Если ум спокоен и безмятежен, то даже самый глубокий ад станет обителью счастья, но если ум взволнован, то даже наивысший рай станет местом ужасного страдания. Это именно то, что обретается благодаря духовности и духовным учителям – покой и безмятежность, без которых невозможно жить".
Даже пользующийся самой дурной славой тип, которого его собственные родители и близкие родственники считают жестоким и бессердечным, и которого они ненавидят, для Святой Матери – дорогой сын. Даже такой человек скажет: "Мать любит меня больше всех. Я люблю Её больше, чем собственную мать, которая родила меня. Я – Её дитя". Таково представление, созданное Святой Матерью в сердцах Её преданных. Даже про жулика Святая Мать скажет: "Какой он хороший сын. Он очень невинный". Не обращая внимания на плохие качества таких людей, Она будет хорошо отзываться об их добродетелях, которые в действительности могут быть всего лишь ничтожными.
Посредством нашего прямого опыта мы можем осознавать, что Святая Мать – фонтан неистощимой духовной энергии и динамического творческого потенциала. Хотя Святая Мать уделяет пристальное внимание как духовным, так и материальным потребностям Своих преданных, Она всё же остаётся беспристрастной и столь же чистой, как и всегда.
Выражая свою преданность и признательность, преданный может сказать: "О Мать, Ты столь сострадательна ко мне. Твоей милостью у меня хорошая медитация, и мой ум пребывает в совершенном покое". Кто-то другой скажет: "О Мать, благодаря Твоим благословениям все мои семейные проблемы теперь решены, и многие мои заветные желания исполнились". Слыша эти слова преданных, Святая Мать иногда громко смеётся и отвечает: "Намах Шивая! Кто такая Мать, чтобы благословлять кого-либо? Она – просто безумная девушка, которая бродит вокруг, потому что нет никого, кто бы поместил Её в сумасшедший дом. Я не делаю ничего. Бог делает всё, не делая ничего".
Имеется много различий среди людей, которые приходят встретиться со Святой Матерью. Некоторые задают вопросы о кундалини-йоге, в то время как другим интересно узнать о нирвикальпа-самадхи, или состоянии пребывания в наивысшей Сущности. Следующий человек может пожаловаться о плохом здоровье. Некоторые родители приходят и со слезами на глазах говорят, что их единственный сын совершенно сбился с праведного пути и предаётся всем видам порока, и просят Мать спасти его. Некоторые молодые люди жалуются, что, хотя они уже давно закончили свою учёбу, они не могут найти работу. Они говорят: "Пожалуйста, Мать, благослови меня на получение работы". Мужья приходят и говорят, что их жёны не честные. Жёны говорят, что их мужья не любят их. Есть и такие люди, которые просят Мать наказать их соседа, или которые говорят Ей, что их корова не даёт достаточного количества молока, или что кокосовые деревья в их дворе не приносят кокосовые орехи в изобилии. Некоторые ищут Её благословения, чтобы успешно сдать экзамены, в то время как другие приходят с неизлечимой болезнью. Некоторые родители потеряли душевный покой, потому что их сын выказывает тенденцию отказаться от привычного образа жизни и стать монахом. Совсем мало тех, кто становятся серьёзными духовными подвижниками после встречи со Святой Матерью, и они приходят за Её непосредственным руководством, чтобы продолжать свою садхану. Так каждый может видеть весь мир приходящим за Её благословениями. Святая Мать не отвергает никого. С каждым из них Она будет обращаться равно, выказывая ту же самую любовь и нежность, и каждому Она будет давать предписания в соответствии с его умственной зрелостью и потребностью. Она не только выслушивает их проблемы, но и одаривает исполнением всех желаний.
Каждое утро около девяти часов Святая Мать приходит встретиться с преданными, которые приходят в большом количестве для получения Её даршана. Обращаясь к каждому находящемуся рядом с Ней, Она внимательно выслушивает их проблемы. Святая Мать говорит: "Дети, Мне не нужно от вас ничего, кроме бремени ваших страданий. Мать здесь для того, чтобы взваливать его на Себя". Она сидит там, пока каждый не будет принят и утешен. Почти каждый день Она завершает даршан только к двум или трём часам пополудни. Возвращаясь в Свою комнату, Мать просматривает всю почту или даёт предписания жителям ашрама. Она даёт необходимые советы в отношении эффективности работы ашрамной администрации. Даже во время еды Она даёт предписания кому-то или читает чьё-то письмо. Нередко Она зовёт семейство или человека, который пришёл на даршан слишком поздно. Если это день бхава-даршана, то Она снова выходит около пяти часов вечера, чтобы вести программу пения песен преданности Господу. После пения начинается бхава-даршан, который может длиться до трёх или четырёх часов следующего утра. До этого времени Святая Мать сидит в храме, принимая преданных одного за другим и выслушивая их проблемы, будь они духовными или мирскими. Она не только выслушивает их, но также и разрешает их проблемы простым прикосновением, взглядом или посредством чистой санкальпы (решения). Святая Мать Амританандамайи – уникальный феномен даже для этой священной земли Индии. Являя бхаву Ади Парашакти, или Изначальной Запредельной Энергии, Она неустанно выполняет служение Творению Господа с каждым Своим дыханием. В духовной истории Индии Она бесподобна в Своём безграничном проявлении Милости и Сострадания к заблудшему человечеству. Пусть Её божественная жизнь служит путеводной звездой для всех тех, кто стремится к осознанию запредельного Покоя и Блаженства Самореализации.
Ом намах Шивая
Отрывки из биографии Аммы:
Значение божественных бхав
Жизненный опыт духовных подвижников:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10