Садхана (духовная практика)


  Соблюдение обычаев, обетов и ритуалов

   Ачары необходимы для прогресса садхака

   "Ачары (соблюдение обычаев) необходимы для прогресса садхака (подвижника). Так же, как существуют определённые правила поведения перед полицейским, так же существуют и определённые правила поведения перед гуру, старшими, в храме или в священном месте. Обычаи прививают садхаку чувство смирения и повиновения, которые будут достоянием его или её духовной жизни".

   "Ачары следует соблюдать до тех пор, пока мы живём в этом мире. Даже личность, которая достигла недвойственного состояния и находится за пределами чистоты и нечистоты, предписаний и запретов, не будет отрицать ачару даже при том, что ничего не затрагивает её. Обычные люди не могут возвыситься без ачары. Независимо от того, соблюдаем мы ачару или нет, Брахману нечего обретать. Но для нашего роста нам необходимо соблюдать ачару. Ничто не затрагивает тех, кто достиг запредельности. Дхарма (праведность) придёт в упадок, если ачару не будут соблюдать и почитать. Ачары полезны для умственной чистоты".

   Ритуалы

   "Когда всё пронизано Богом, разве есть что-то, что не должно почитаться?"

   "Чем бы вы ни были заняты (во время ритуала), вам следует думать только о Боге. Это цель ритуалов. Ритуалы помогают взращивать хорошие привычки, и тогда в жизни будет порядок. И всё же нам следует выйти за пределы ритуалов; нам не следует быть связанными ритуалами вплоть до того дня, когда мы умрём".

   "Ритуалы и другие церемонии помогают прояснению и очищению ума. Посредством ритуалов и других религиозных обычаев ум, заполненный всеми видами порочных мыслей, станет добрым и добродетельным. Когда это обретено, не останавливайтесь; идите дальше и превзойдите также и это. Если вы привязываетесь к добрым и добродетельным, это опять превратится в привычки и впоследствии в васаны".

   Вопрос: "Мать, разве такие ритуалы, как формальное поклонение, необходимы? Разве недостаточно выполнять мысленное поклонение?"

   Амма: "Будет ли голод утолён простым размышлением о пище? Разве вы не должны поесть? На начальных стадиях духовной жизни пуджа и другие ритуалистические практики необходимы. Они – один из способов очищения блуждающего ума. Блуждающая природа ума может контролироваться удерживанием его вовлечённым в памятование Бога или гуру. Во время уборки алтарной комнаты и чистки предметов для пуджи, сбора цветов, изготовления гирлянды и проведения пуджи ум всегда будет думать о поклонении Господу. Эта единственная мысль заменит много разрозненных мыслей ума и даст ощущение спокойствия. Назначенное место, время и материалы для поклонения необходимы вначале. Постоянной практикой достигается состояние, когда возможно выполнять мысленное поклонение всегда и везде, но это очень утончённая вещь, и она возможна только после того, как ум стал утончённым через сосредоточение и преданность. После этого человек способен выполнять каждое действие как поклонение Господу".

   "Не обращайтесь лицом к югу, когда вы зажигаете масляные лампады. Кроме того, когда вы зажигаете один за другим фитили круглой лампады, делайте это по часовой стрелке вокруг лампы, так же, как вы делаете прадакшину (обход) в храме".

   "Исполнитель (ритуала) должен стать подношением. Отношение должно быть таким: "О Господь, здесь, предлагая этот компонент пуджи, я подношу все мои привязанности Тебе. O Господь, предлагая сейчас этот компонент, я подношу все мои антипатии Тебе. Я сжигаю их все в этом огне знания. Прими это и очисти меня". Таково правильное отношение".

   "Мы должны обрести необходимые предпосылки чистоты и умственной зрелости, прежде чем мы сможем вступить в царство запредельной Истины, и это именно то, что мы получаем посредством ритуалов. Когда эта зрелость и чистота достигнута, мы готовы нырнуть в океан Сат-чид-ананды (Бытия-Сознания-Блаженства), и после этого больше нет потребности в действии или ритуалах. В то время как мы заняты любой деятельностью или исполняем ритуалы, нам следует не забывать, что наивысшая и окончательная цель – обретение знания о своём высшем Я".

   "Ведические ритуалы и составляющие часть этих ритуалов мантры очищают атмосферу и приносят благо человечеству. Конечно, они приносят много пользы, но они не могут сравниться с тем неизмеримым благом, которое человечество получает от личности, достигшей самореализации. Независимо от того, насколько это важные и ценные ритуалы, практику следует стремиться выйти за их пределы и пережить запредельную Истину внутри. Это главная цель религии: осознать, что нет никакого Бога или Богини, существующих отдельно от нашего собственного внутреннего высшего Я".

   Обеты

   "Окружающая среда оказывается более загрязнённой в определённые дни, такие как одиннадцатый день (экадаши) лунного месяца и день полнолуния. Чтобы уйти от этого загрязнения, обеты соблюдаются в эти дни. В эти специфические дни следует уделять особое внимание садхане (духовным методам), потому что в такие дни наш ум может становиться более сосредоточенным. Так же, как планеты существуют снаружи, существуют и тонкие планеты, окружающие каждый орган нашего тела, движения которых подобны движениям планет, движущихся вокруг солнца. Возможно достигать большего сосредоточения, когда эти тонкие планеты достигают определённого состояния вибрации. В эти специфические дни следует питаться только фруктами, поскольку они меньше затрагиваются атмосферным загрязнением из-за наличия у них кожуры. Эффект загрязнения будет больше у зёрен и овощей. В дополнение вам следует оставаться безмолвными в эти дни. Если вы говорите больше, вы вдыхаете загрязнённый атмосферный воздух больше. Контроль над умом увеличивается, когда вы уменьшаете количество потребляемой пищи, и сосредоточение увеличивается".

Медитация | Мантра | Бхаджаны | Сева | Молитва | Обеты
Духовные пути | Садхана | Священные писания

~

Божественные качества | Духовная практика | Афоризмы
Послания | Для мирян | Истории | Вопросы и ответы

Мата Амританандамайи (Амма)